Беседа с детьми что полезно и что вредно для зубов
МКДОУ детский сад «Ладушки»
Воспитатель: Дубинина Л. А.
с. Угловское
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об уходе за зубами и поддержании их в здоровом состоянии; способствовать развитию связной грамматики правильной речи; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Материалы: Костюмы Карлсона, конфеты, альбомные листы, фломастеры, карточки с изображением продуктов, морковь для угощения.
Предварительная подготовка:
Беседы: «Зачем человеку зубы»
«Как ухаживать за зубами»
« Когда нужно ходить к зубному врачу»
Экскурсия в поликлинику: ознакомление с трудом стоматолога;
С/р игра «Больница. У зубного врача»
Ознакомление с алгоритмом чистки зубов.
Речевые игры на словообразование – какая паста?
Игра «Мои помощники»
Психогимнастика «Вкусные конфеты»
«Улыбка»
Звучит песня «Улыбка» (Дети встают в круг)
Психогимнастика «Улыбка»
Воспитатель: Улыбка – это ключ, который открывает все двери в сердца людей. Если вы улыбнетесь человеку, которому грустно, ему станет хорошо. Если вам кто-нибудь подарит улыбку, то и день покажется добрым. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем «доброго дня».
Как красиво вы улыбались, и губки ваши улыбались и щечки и глазки. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Мои помощники».
Игра «Мои помощники»
Цель: Учить детей рассказывать о частях тела как о своих помощниках.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям закончить предложения:
«Мои глаза (уши, рот, руки, ноги, голова, зубы) помогают мне…»
Появляется Карлсон, причмокивая ест конфету, разговаривает сам с собой.
Карлсон: Меня сегодня Малыш конфетами угостил, ох и вкусные. Я так люблю сладкое, что могу питаться весь день только конфетами, вареньем и печеньем. Съем -ка я ещё конфетку (кусает и вдруг хватается за щеку, громко стонет).
Воспитатель: Здравствуй, Карлсон! Что с тобой? Почему ты так стонешь?
Карлсон: Здравствуйте! Ой, ой, ой! Я с таким удовольствием ел конфеты и вдруг у меня разболелся зуб, да так сильно, что я сейчас умру.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему у Карлсона заболел зуб? (Кто думаете по другому?) Почему нельзя есть много сладкого? (появляется микроб- зубоед). А кто это такой микроб – зубоед, почему от него болят зубы?) это очень маленький «червячок», который поселяется на зубах и «поедает» зубы).
А что же нужно делать, чтобы микроб не поселился на наших зубах и не разрушал наши зубы? (чистить зубы, полоскать рот после еды).
Какой зубной щеткой и пастой дети должны чистить зубы? (детской).
Детской щеткой, потому что она маленькая и ею очень удобно добраться до самых неудобно расположенных зубов, а детской пастой, потому что она предназначена для нежных детских зубов, у неё очень вкусный запах.
с каким запахом ваша зубная паста?
Да детская зубная паста с приятным запахом и еще она вкусная. Но есть её нельзя, потому что вещества из которых состоит зубная паста полезны только для зубов. А если её съесть паста попадет в желудок, а для желудка эти вещества очень вредны.
Ну, Карлсон, теперь ты понял, почему у тебя зуб заболел? У тебя на зубах поселился страшный микроб -зубоед, он очень любит людей, которые не ухаживают за своими зубами и едят много сладкого.
Карлсон: А кто это такой микроб -зубоед?
Воспитатель: Сейчас, Карлсон детки тебе его нарисуют и ты его увидишь, кто это такой. Дети рисуют микроба, показывают Карлсону.
Карлсон: Ой, ой, какой страшный, но что же мне тогда кушать, чтобы этот страшный микроб – зубоед не жил на моих зубах?
Воспитатель: А вот сейчас, Карлсон я расскажу тебе и детям о вкусной здоровой пище, которая не портит наши зубы, в ней много витаминов и нет сахара.
Очень важные продукты –
Это овощи и фрукты:
Яблоко, морковка, чеснок, капуста, лук
Наши зубы сберегут
Будут зубы крепкими
Здоровыми и белыми
.
Сырые овощи и фрукты, особенно морковь и яблоко хорошо очищают зубы. Их жесткие волокна словно зубная щетка вычищают остатки пищи между зубами.
А ещё полезно очень
Молоко и сыр
С ними вместе
Мы любого микроба победим.
Во время рассказа выставляются иллюстрации с изображением «полезных» продуктов.
Теперь вы знаете какие продукты полезны для зубов, а какие вредны. Давайте поиграем в игру «Полезные и вредные продукты для зубов»
Цель: Закрепить знания детей о полезных и вредных продуктах; формировать бережное отношение к своему здоровью.
Ход игры:
В игре участвуют двое детей, на столе разложены карточки «полезных» и «вредных» продуктов. По сигналу воспитателя дети должны правильно выбрать карточки, один «полезных», другой «вредных» продуктов. По окончании показать детям, которые должны определить правильно ли отобраны карточки.
Карлсон: Ой, спасибо вам, ребята, я сегодня так много узнал как нужно заботиться о зубах, чтобы они были здоровые и никогда не болели. А вы сами то чистите зубы? Молодцы, не забывайте их чистить, я буду пролетать над вашими домами и заглядывать в окошка, буду наблюдать как вы чистите зубы. Хотел я вас конфетой угостить, но не буду, уж лучше морковкой угощу, можно?
Угощает морковкой, улетает.
Воспитатель: Понравилось вам, ребята занятие? Что было интересно на занятии? А что трудно?
Мне тоже понравилось с вами заниматься, вы все были молодцы, хорошо отвечали на вопросы и играли, рисовали. Спасибо за занятие.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Родничок»
Конспект обобщающей беседы на тему: «Здоровые зубы – здоровью любы»
с детьми старшей и подготовительной группы
(Поддержка Всероссийского Дня стоматологического
здоровья в Нижегородской области)
Подготовили:
Воспитатель высшей категории
Спицына Елена Алексеевна
Медсестра
Мирянгина Марина Ивановна
20 марта 2018 г.
Задачи:
Образовательные:
Расширять и совершенствовать представления детей о зубах: об их значении для жизни человека и животных, о росте зубов в разные периоды жизни человека, о том, что полезно и что вредно для зубов. Закреплять представления детей о правилах ухода за зубами, об алгоритме чистки зубов в современности и древности, представления детей о врачах, лечащих зубы.
Развивающие: Развивать способность решать интеллектуальные задачи, объясняя и доказывая правильность своего ответа.
Воспитательные: Воспитывать умение работать коллективно, договариваясь и обсуждая общий ответ со сверстниками. Воспитывать умение слушать своих сверстников в пении частушек.
Интеграция видов деятельности: Познавательно – исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы, музыкально – художественная, игровая, двигательная.Материал, оборудование: 1. Картинки к игре «Полезно – не полезно» (нельзя есть много сладкого, нельзя разгрызать зубами орехи и семечки, нельзя есть и пить сильно горячее и сильно холодное, нельзя ничего засовывать в нос; полезно есть овощи и фрукты, полезные продукты для зубов, чистить зубы, посещать стоматолога, полоскать рот после еды, отказываться от сладкого).
2. Карточки к заданию «Рост зубов от младенца до старости» (рот и зубы младенца, рот и зубы выпускника детского сада, рот и зубы взрослого человека, который ухаживает за своими зубами, рот и зубы взрослого человека, который не ухаживает за своими зубами, рот и зубы человека в старости).
3. Картинки животных с зубами – льва, крокодила, волка, зайца, акулы ; картинка – улыбка человека.
4. Карточки алгоритма чистки зубов.
5. Картинки с предметами, чем люди чистили зубы в древности – зола, древесная кора, смола, соль, мел, зубной эликсир.
6. Фотографии врачей – стоматолог, окулист, педиатр, лор-врач.
Предшествующая работа: прилагается комплексно – тематический план.
Индивидуальная работа: Робия Т., Коля Б., Вика С.
Ход обобщающей беседы:
I. Организационный момент.
Дети играют в группе, взрослый обращается к ним.
Воспитатель: – Собрались ребята в круг, я – твой друг и ты мой друг, крепче за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся. (Дети подходят и встают в круг). Воспитатель: – Ребята, вчера вечером дома, я просматривала детские книги и увидела интересное стихотворение С.Михалкова «Как у нашей Любы…». Мне очень захотелось прочитать его вам.
Послушайте, пожалуйста.
Чтение стихотворения С.Михалкова «Как у нашей Любы…».
Как у нашей Любы Мама девочку жалеет,
Разболелись зубы: Полосканье в чашке греет,
Слабые, непрочные – Не спускает с дочки глаз.
Детские, молочные… Папа Любочку жалеет,
Целый день бедняжка стонет, Из бумаги куклу клеит.
Прочь своих подружек гонит: Чем бы доченьку занять,
– Мне сегодня не до вас! Чтобы боль зубную снять.
II. Основная часть.
1. Воспитатель: – Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? (Ответы детей).
Воспитатель: – Молодцы, вы правильно сказали. Я приглашаю вас присесть на стульчики.
Воспитатель: – Ребята, скажите, зачем человеку зубы?Дети: – Зубы нужны, чтобы откусывать, пережёвывать и измельчать пищу. Зубы нужны, чтобы разговаривать. Без зубов человек некрасивый. (Ответы сопровождаются иллюстрациями).Воспитатель: – А как вы думаете, зубы есть только у человека?
Дети: – Зубы есть у животных, у рыб.
Воспитатель: – Посмотрите на картинки и узнайте, где же зубы человеческие, а где зубы животных. Каких животных вы узнали? (Детям предлагаются картинки животных – зайца, волка, льва, акулы, крокодила; улыбка человека).
Воспитатель: – Подумайте и скажите, для чего нужны зубы животным?
Дети: – Зубы животным нужны, чтобы питаться и защищаться.
2. Воспитатель: – Ребята, когда появляются первые зубы у человека?
Дети: – Первые зубы у человека появляются на первом году жизни.
Воспитатель: – Как называются эти зубы?
Дети: – Это зубы молочные.
Воспитатель: – Ребята, а что происходит с молочными зубами?
Дети: – Молочные зубы непостоянные, в 6-7 лет они начинают выпадать, а к 10 годам все молочные зубы заменяются на постоянные. Если постоянный зуб выпадет, то новый на его месте уже не вырастет.
Воспитатель: – Поднимите руку, у кого уже начали выпадать зубы?
3. Воспитатель: – Ребята, следующие 2 игры, я предлагаю вам сыграть по подгруппам: девочки и мальчики. Девочки подойдите к фланелеграфу и посмотрите на карточки. На них изображены зубы человека разного возраста от младенца до старости. Вам необходимо их внимательно рассмотреть и распределить в правильной последовательности, а затем объяснить, почему вы думаете именно так. (Детям предлагаются карточки с изображением рта и зубов младенца, выпускника детского сада, взрослого человека, который ухаживает за зубами, взрослого человека, который не ухаживает за зубами, рот и зубы в старости).
А мальчикам я предлагаю игру «Полезно – не полезно». – Посмотрите, в одном домике живёт здоровый весёлый зуб, а в другом – больной, грустный зуб. Возьмите каждый по картинке, внимательно посмотрите и положите к нужному домику. (Дети раскладывают картинки и объясняют, что полезно, а что вредно для зубов).
Воспитатель: – Молодцы, мальчики , вы правильно разложили картинки и объяснили, что полезно, а что вредно для зубов. Девочки тоже правильно распределили картинки и рассказали нам о росте зубов от младенчества до старости.
4. Воспитатель предлагает детям встать в круг и провести физминутку.
Физминутка.
Мы ногами топ – топ – топ. Движения выполняются в соответствии с текстом.
А руками хлоп – хлоп – хлоп.
Головою круть – круть – круть.
Постучали в грудь – грудь.
Пяточками топ – топ – топ.
По коленкам шлёп – шлёп – шлёп.
Мы конфетку ам – ам – ам.
И погладим по бокам.
А потом животики,
Улыбнулись ротики.
Дети проходят на стульчики.
5 .Воспитатель: – Ребята, а что самое главное, необходимое нужно делать для зубов ежедневно?
Дети: – Каждый день надо чистить зубы.
Воспитатель: – Сколько раз в день надо чистить зубы?
Дети: – Два раза в день – утром и вечером перед сном и после еды.
Воспитатель: – Ребята, а сколько раз в день мы едим?
Дети: – Четыре раза в день – завтрак, обед, полдник и ужин.
Воспитатель: – Что надо делать после еды, когда мы не можем почистить зубы?
Дети: – После еды обязательно надо полоскать рот.
Воспитатель: – Скажите, что необходимо иметь каждому человеку для ухода за зубами?
Дети: – Зубную пасту, свою личную зубную щётку и стаканчик для полоскания.
7. Воспитатель: – Правильно, ребята. Сейчас люди чистят зубы с помощью зубной щётки и пасты. А вот у древних людей не было этого, и они чистили разными предметами. Давайте поиграем в игру
«Разложи правильно картинки и объясни». Для этого нам надо разделиться на две команды. Одна команда выложит и расскажет алгоритм чистки зубов зубной пастой и щёткой, а другая команда разложит картинки и расскажет, что же люди использовали, когда не было зубной щётки и пасты.
Девочки подойдите к столу и выберите себе эмблему, теперь мальчики возьмите эмблему и подойдите к столу с такой же эмблемой.
Достаньте картинки из конвертов, разложите их в правильной последовательности, затем выберите одного, кто расскажет нам правильный ответ.
Дети на столах выкладывают картинки, затем комментируют свой ответ на задание.Воспитатель: Молодцы, ребята, вы всё правильно сказали.
8. Воспитатель: – Ребята, а кто помогает нам лечить зубы?
Дети: – Нам помогает лечить зубы врач.
Воспитатель: – Как называется врач, который лечит зубы?
Дети: – Стоматолог.
Воспитатель: – Посмотрите внимательно на фотографии и скажите, кто из этих врачей – стоматолог? (Один ребёнок выходит к доске, показывает фотографию и объясняет свой выбор).
Воспитатель: – А как называются остальные врачи и что они лечат?
Дети: – Это лор – врач, он лечит уши, горло и нос. Это окулист, он лечит глаза. Это педиатр, к нему мы обращаемся, когда у нас повышается температура, появляется кашель, насморк.
9. Воспитатель: – А завершим мы сегодня нашу беседу о зубах музыкальной паузой. Ребята приготовили нам частушки про зубы. Вы внимательно послушайте, если в частушке совет хороший, похлопайте в ладоши, на неправильный совет, говорите: «Нет, нет, нет!»
Частушки:
1. Постоянно нужно есть 4. Блеск зубам чтобы придать,
Для зубов для ваших Крем сапожный нужно взять!
Фрукты, овощи, омлет Выдавить полтюбика
Творог, простоквашу. И почистить зубики.
Если мой совет хороший, Это правильный совет?
Вы похлопайте в ладоши. Нет, нет, нет, нет!
2. Не грызите лист капустный, 5. Ох, неловкая Людмила
Он совсем-совсем невкусный, На пол щётку уронила.
Лучше ешьте шоколад, С полу щётку поднимает,
Вафли, сахар, мармелад. Чистить зубы продолжает.
Это правильный совет? Кто даст правильный ответ:
Нет, нет, нет, нет! Молодчина Люда? Нет!
3. Говорила маме Люба: 6. Навсегда запомните,
«Я не буду чистить зубы!» Милые друзья:
И теперь у нашей Любы Не почистив зубики,
Дырка в каждом, каждом зубе. Спать идти нельзя!
Каков будет ваш ответ: Если мой совет хороший,
Молодчина Люба? Нет! Вы похлопайте в ладоши!
Воспитатель: – Вы, ребята, не устали, пока частушки подпевали?
Был ваш правильный ответ, что полезно, а что – нет!
III. Заключительная часть.
Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, если бы девочка Люба из стихотворения С. Михалкова знала и выполняла все правила, о которых мы с вами сегодня рассказали, у неё болели бы зубы?
Дети: – Нет.
Воспитатель: – Я думаю, что с нами такого не случится, потому что мы знаем и выполняем все правила ухода за зубами.
Ольга Храмцова
Конспект занятия по валеологии волшебный зубик, с применением дидактической игры полезные и вредные продукты для зубов
Конспект занятия по валеологии по теме: «Волшебный зубик».
Цель: Продолжать закреплять знания детей о значении ухода за зубами и соблюдения правил гигиены за полостью рта.
1. Закрепить знания детей о необходимости соблюдения правил ухода за зубами.
2. Развивать речь, внимание, упражнять в отгадывании загадок.
3. Воспитывать желание у детей ухаживать за зубами.
4. Закрепить знания детей о полезных и вредных продуктах питания для зубов.
Возрастная категория детей: 4-5 лет
Форма работы: групповая
Оборудование: две картинки зубика: одна картинка с улыбающимся зубиком, вторая с грустным зубиком, на котором наклеены черные кружки (обозначающие кариес, прикленные на двухсторонний скотч, кружки по количеству заданий (3 кружка, картинка с изображением злодея кариеса, картинка с изображением доктора – стоматолога, картинки с изображением полезных и вредных для зубов продуктов питания (по количеству детей, зубная щетка, зубная паста, макет зуба из папье –марше).
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, вы слышите, кто-то очень громко плачет, кто же это? Хотите узнать, кто же так громко плачет! А чтобы узнать,необходимо отгадать загадку: Когда мы едим, они работают.
Когда мы не едим, они отдыхают. Кто же это?
Дети: Зубы.
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли отгадали загадку. Открывает картинку с грустным и больным зубиком.
Загадку Вы отгадали правильно молодцы! Но вот беда, только зубик у нас грустный и больной. Давайте узнаем у зубика, что у него случилось, почему он плачет? Ребятки зубик рассказал мне грустную историю на него напал злодей кариес, и он заболел. Поможем зубику выздороветь.
Дети: Поможем.
Воспитатель: Черные дырочки на зубике эта работа злодея кариеса, нам необходимо почистить зубик. Для этого нам необходимо много сделать.
Чтобы убрать первую дырочку Вам необходимо отгадать загадки:
Загадки:
1) Этот доктор все подряд
зубки ставит точно вряд. (стоматолог)
2) В тюбике она живет
змейкой из него ползет.
Неразлучна с щеткой часто.
Мятная зубная (паста).
3) Этим орудием
белые кубики.
Чистим до блеска
зубки и зубики. (зубная щетка)
Дети отгадывают загадки. Воспитатель выкладывает на стол зубную щетку и зубную пасту.
Воспитатель: Молодцы, подзывает одного из детей, и просит снять с зубика одну дырочку. Смотрите Вы, немного подлечили зубик. Но зубик у нас выздоровел не до конца. Зубик, что ребяткам необходимо сделать еще, чтобы ты выздоровел. Зубик мне сказал, что мы должны с Вами вспомнить правила ухода за зубами. Ребята, какие правила ухода за зубами Вы знаете?
Варианты ответов детей.
Воспитатель: Ребята сейчас мы с Вами поиграем. Видите волшебные следы на полу, которые ведут к зубику, мы с вами по ним дойдем до него, но мы можем встать на след и пройти вперед, только вспомнив привала ухода за зубами.Вместе с детьми повторяют правила ухода за зубами:
1. Необходимо чистить зубы два раза (утром и вечером, после последнего приема пищи). Продвигаются вперед по следам на один шаг.
2. После каждого приема пищи необходимо полоскать рот. Продвигаются вперед по следам на один шаг.
3. Раз в год необходимо посещать стоматолога, чтобы предотвратить болезнь зубов. Продвигаются вперед по следам на один шаг.
Воспитатель с детьми доходят до зубика и вместе убирают с зубика еще одну дырочку.
Воспитатель ребятки а зубик немного повеселел и предлагает нам с ним сыграть в одну веселую игру.
Физкультминутка
Каждый день по утрам Два – нагнуться, потянуться,
Зубы чистить, умываться, Три – в ладоши три хлопка,
Не лень нам. Головою три кивка,
Делать по порядку На четыре – руки шире,
Упражнения как на зарядке Пять – присесть,
Раз – согнуться, разогнуться, Шесть – тихо сесть.
Воспитатель: Ребята смотрите что там, воспитатель показывает в противоположный конец группы, где на столе приготовлены два макета зубов, два тюбика с зубной пастой, две щетки, два стакана с водой.
Воспитатель вместе с детьми подходит к столу, встают вокруг стола. Как вы думаете, для чего на столе зубные щетки и зубная паста.
Ответы детей.
Воспитатель: Мы с Вами только что рассказали зубику, что зубы необходимо чистить два раза в день, но как это правильно сделать, кто из Вас знает?
Варианты ответов детей.
Воспитатель: Вы молодцы, все знаете, давайте еще раз повторим, воспитатель сопровождает свои действия словесной инструкцией. На намоченную щетку берем небольшое количество зубной пасты (с горошек, начинаем чистить зубы с поверхности, которой едим, вперед, назад, затем вниз, вверх, заднюю и переднюю часть зуба, чтобы почистить всю поверхность зубо.
После демонстрационного показа воспитателя, дети сами чистят макеты зубов по желанию.
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите зубик нам передал алгоритм, как правильно чистить зубы.
Воспитатель с детьми рассматривает алгоритм чистки зубов, закрепляя и повторяя изученный материал.
В это время, после рассматривания и обсуждения изученного материала, играет тревожная музыка.
Воспитатель: Ребята, кто-то идет к нам, давайте вернемся к нашему зубику. Дети возвращаются, садятся на свои места.
(появляется злодей кариес).
Воспитатель: Ребята, злодей кариес, снова пытается напасть на наш зубик. Давайте прогоним его. Для этого нам необходимо отдать кариесу вредные для зубов продукты, а зубику отдать полезные для него продукты.
Игра «Полезные и вредные для зубов продукты».
Каждому ребенку выдается по картинке с продуктом питания, ребенок выходит и кладет свою карточку либо рядом с кариесом, либо рядом с зубиком.
После игры воспитатель с детьми проверяет правильность разложенных карточек, с объяснениями. Подводится итог игры.
Воспитатель: Но, что злодей кариес, не получилось у тебя навредить зубику, уходи и забирай с собой свои вредные продукты. Кариес уходит, воспитатель убирает картинку с изображением кариеса. Смотрите ребята, последняя дырочка у зубика и мы ее убрали. Воспитатель убирает дырочку. Наш, зубик здоров. Воспитатель убирает больной зубик и вывешивает здоровый веселый зубик
Воспитатель: Молодцы у Вас получилось вылечить зубик. Смотрите, какой он веселый и здоровый. Ребята чтобы зубик оставался всегда таким, что необходимо помнить и выполнять.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, зубик благодарит Вас, за то, что Вы ему помогли, и он Вам принес волшебные медальки, чтобы вы всегда помнили о правилах ухода за зубами. Воспитатель каждому ребенку дает медальку, с изображением здорового зубика. Дети благодарят зубик. Ребята давайте прощаться с зубиком.
Дети прощаются с зубиком.