Беседа полезные вещи молоток и клещи ножницы катушки детям не игрушки

Беседа полезные вещи молоток и клещи ножницы катушки детям не игрушки thumbnail

Беседа: “Ножницы, катушки – это не игрушки!”

Провела педагог д.о. Кулыгина Н.Н.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня первое занятие в нашем творческом объединении. И это занятие посвящается правилам безопасности. Мы с вами пользуемся различными инструментами. Эти инструменты называются инструменты для рукоделия. Эти инструменты есть в каждом доме. Давайте их перечислим.( Ножницы, иголка, шило, спицы, булавки, вязальные крючки, кнопки). При неправильном их использовании можно причинить вред своему здоровью. И, чтобы этого не случилось, мы с вами сейчас изучим, а какие – то повторим, правила безопасности.

Где вы храните эти предметы? Обычно они лежат в специальной коробочке для шитья, в сундучке или шкатулке.

Волшебный сундучок

Вот волшебный сундучок!
В сундучке живет крючок,
Ножницы, иголки,
Лоскутки из шелка.
Есть и шерсти клубок,
Он похож на колобок,
Есть булавки, спицы —
Все нам пригодится!

Поговорим о правилах работы. Начнем с иголки. Иголка — очень тонкий металлический стержень с отверстием для нитки. Это отверстие называют ушком. Иголка поможет портнихе сшить платье, юбку, блузку, пришить пуговицы, зашить одежду, если она разорвалась. Иголкой можно вышить красивую картину крестиком или бисером.

Иголка

Острая и колкая
Иголка-мастерица.
Платьице из шелка
Сошьет она сестрице.

С иголкой нужно обращаться внимательно и осторожно. Во время работы мы обязательно должны иметь игольницу. Ею может служить самостоятельно выполненная мягкая подушечка, куда иголка втыкается. После того, как вы закончили шитье, иголку сейчас же убирают в шкатулку. Иногда иголки хранят в узких стаканчиках-игольницах. Иголки нельзя втыкать в ковер на стене, нельзя шить, сидя за обеденным столом или на диване. Иголки опасно терять или оставлять где попало. Почему? Ведь потерянная иголка может в любой момент вонзиться в руку, ногу, на нее можно сесть. Если это случилось, то жди беды. Иногда извлекать иголку приходится хирургам.

Если нужно отрезать кусок ткани или бумаги, мы пользуемся… Отгадайте загадку?

Два кольца, два конца,
Посередине гвоздик. (Ножницы)

У ножниц два кольца, куда мы вставляем пальцы, и заостренные лезвия. Ими можно порезаться, поцарапаться или попасть в глаз. Какие правила нужно соблюдать при работе? Запомните, что с ножницами нельзя играть. Вырезая, держите левую руку подальше от правой, чтобы не порезать пальцы. Если вы передаете кому-то ножницы, то возьмите их за сомкнутые лезвия кольцами вперед, чтобы не поранить того, кому вы их передаете. Мелкие вещицы (катушки, пуговицы, крючки, кнопки, наперстки, булавки) нельзя разбрасывать по обеденному столу. Они могут незаметно попасть в пищу. Лучше шить за специальным столиком. Принадлежности для рукоделия — не игрушки. Это нужные и полезные предметы домашнего обихода. Относиться к ним следует бережно и внимательно.

Катушки

Мы не детские игрушки!
Нет, мы швейные катушки.
На нас нитки намотали,
Чтобы мы потолще стали.

Задания

Нарисуйте и раскрасьте ножницы, иголку, булавку, пуговицу, наперсток, катушку с нитками, клубок шерсти, вязальные спицы.

Загадки

Вяжет шарфик мастерица,
Весело мелькают … (спицы).

Она без нитки шить не может,
Но катушка ей поможет.
Нитку даст катушка,
Вденем нитку в ушко. (Иголка.)

Режем мы бумагу, ткани.
Кто мы? Догадайтесь сами. (Ножницы.)

Сказка «Хороший совет»

Давным-давно в одном небольшом городке жила искусная Мастерица-рукодельница. Она умела не только хорошо вязать спицами и крючком, но и вышивать красивые узоры на салфетках, полотенцах и скатертях. С каждым днем заказов у рукодельницы становилось все больше, вот и решила она обучить свою племянницу Марию всему, что умела сама, чтобы та стала ей хорошей помощницей.

Девочка оказалась смышленой и трудолюбивой и скоро научилась ловко управляться с иголкой, спицами и крючком.

О днажды Мастерица уложила в корзинку готовые заказы и ушла в город, а Мария осталась дома одна. Она тотчас достала резную деревянную шкатулку, в которой хранились нитки, иголки, наперсток и ножницы, и принялась вышивать салфетку.

Эту красивую салфетку с бахромой Мария хотела подарить тете на именины. Девочка старательно вышивала на салфетке букетик фиалок.

Лучи солнца скользили по обеденному столу, за которым сидела Мария. За окном звонко чирикали воробьи, а в открытую форточку влетал ветерок, пахнущий талым снегом и капелью.

Девочка на минутку отложила рукоделье, зажмурила глаза и не заметила, как задремала. Сквозь сон ей почудилось, будто она слышит чей-то тихий разговор, такой тихий, словно журчание ручейка. Это разговаривали между собой иголки, булавки, пуговицы, ножницы и прочие портновские принадлежности.

—  Ах, какой чудесный денек! — пропела Булавка с золотой головкой.
—  Обратите внимание, как мы блестим и переливаемся под солнечными лучами! — воскликнула маленькая перламутровая пуговица.
—  Да, да! Вы правы! Мы очень похорошели! — согласились Ножницы.
—  Здесь просторно и светло. Обеденный стол такой большой! Не то что тот столик, за которым всегда работает Мастерица, — сказала вязальная Спица.
—  Нам надоело лежать в шкатулке, давайте останемся здесь! — дружно закричали иголки.
—  Не могу понять, почему Мастерица всегда прячет нас в шкатулку и не дает нам пожить на воле? — тоненьким голоском пропищал маленький Крючок.
—   Давайте спросим совета у дядюшки Наперстка, ведь он давно живет в доме рукодельницы, — предложила Катушка.
—  Дядюшка Наперсток, — обратилась к Наперстку бойкая Иголочка. — Не знаете ли вы, почему Мастерица всегда после работы убирает нас в шкатулку?
—   Знаю, как не знать, — важно ответил Наперсток. — Я живу в доме Мастерицы много лет и помню, что к порядку и аккуратности ее с самого детства приучала бабушка. Она говорила, что иголки, булавки, спицы, крючки и ножницы — опасные предметы! Их нельзя бросать, где попало, а следует убирать в специальную шкатулку. Вот эту деревянную шкатулку бабушка подарила Мастерице на день рождения, когда той исполнилось всего лишь шесть лет.

Читайте также:  Что полезнее семя льна или льняное семя

Слова дядюшки Наперстка обидели всех. Иголки, булавки, спицы, крючки и ножницы возмущенно зашумели:

—  Какие же мы опасные? Мы очень даже полезные и нужные предметы! Без нас нельзя ни пуговицу пришить, ни дырку заштопать. Кто же поможет людям сшить платье или рубашку, связать носки?
—  И мы нужны! И мы нужны! — хором пропищали пуговицы, петельки и крючки.
—   Спору нет, — согласился дядюшка Наперсток. — Все вы, друзья, нужны и полезны людям. Но согласитесь, что иголками, булавками, спицами можно больно уколоться, а ножницами поранить пальцы. Чтобы этого не случилось, нас и убирают после работы в шкатулку. Кроме того, Мастерица любит и бережет свои вещи. Она не хочет, чтобы кто-то из нас потерялся.
—  Почему нельзя шить, сидя за обеденным столом? — поинтересовалась Булавка.
—  Да потому, что за обеденным столом люди едят, а маленькие предметы могут незаметно попасть в пищу, — объяснил умный Наперсток.
—  Понятно, — протянула Катушка. — Значит, Маша зря разбросала нас по столу.

В это время девочка зашевелилась я открыла глаза. Разговор тотчас смолк. Машенька огляделась и увидела, что на столе в беспорядке лежат портновские принадлежности, а на часах — время обеда, значит, скоро из города должна вернуться Мастерица.

«Какой удивительный сон мне приснился», — подумала девочка.

Она аккуратно все сложила в шкатулку, поставила ее на столик для шитья и стала поджидать возвращения тети.

Вопросы к сказке

  1. Что научилась делать племянница Мастерицы Мария?

  2. Какой подарок Маша хотела приготовить для Мастерицы?

  3. Чей разговор девочка услышала во сне?

  4. Чем были недовольны иголки, Спица и Крючок?

  5. О чем портновские принадлежности спросили дядюшку Наперстка?

  6. Что ответил им Наперсток?

  7. Что сделала Маша, когда проснулась?

  8. Всегда ли вы убираете за собой иголки, нитки, булавки и ножницы после шитья?

  9. Почему нельзя шить на диване или за обеденным столом?

Источник

Любовь Кузнецова
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе. Беседа «Молоток и клещи — полезные вещи»

Программные задачи: Уточнить знания об инструментах, их назначении в окружающей жизни. Обратить внимание на то, что инструменты служат человеку, облегчают его труд в быту. Воспитывать умение соблюдать правила безопасного пользования инструментами, знать, что без разрешения взрослых инструменты брать нельзя.

Словарь: названия инструментов, травма, верстак, мастерская.

Оборудование: картинки с инструментами, набор инструментов, иллюстрации различных профессий.

Ход занятия

Мотивационный момент:

Воспитатель:

Мне нужны такие вещи:

Молоток,

Тиски

И клещи,

Ключ,

Напильник

И ножовка,

А всего нужней –

Сноровка! (Слесарь)

Да, эти инструменты нужны слесарю. Посмотрите на иллюстрации, послушайте как они рассказывают о себе

Мы – инструменты,

Мы в каждом доме нужны,

Мы строим, строгаем

В хозяйстве помогаем.

Но мы опасны, с нами нужно осторожно обращаться.

Нужно дом построить? Мы тут как тут. А что нужно для постройки дома? (Нужны строительный материал и инструменты.)

– Назовите все известные вам строительные инструменты. (ремонтные,

столярные, слесарные)

(молоток, клещи, рубанок, пила, лопата, отвертки, кисти, топор, плоскогубцы.)

Рассмотрите внимательно эти предметы.

– Как назвать их одним словом? (Инструменты.)

– Какие действия выполняют каждым из инструментов?

Игра «Что делают инструментом?».

Воспитатель называет инструмент, дети говорят, какие действия им выполняют.

Молоток –

(Молотком забивают гвозди.)

Воспитатель стучит молотком и говорит:

Молоток не молчит:

Он стучит, стучит, стучит,

Гвоздик бьет по шляпке,

Будет все в порядке.

Воспитатель: Какие правила безопасности необходимо выполнять при работе с молотком? (ответы детей).

• Не брать без разрешения взрослых.

• Не стоять рядом с человеком, который работает молотком.

• Рука должна находиться не у самой головки молотка, но и не у самого края рукоятки.

• Держите пальцы подальше от шляпки гвоздя.

Отвертка – стальной стержень

(ею завинчивают винты и шурупы).

Воспитатель: Ребята посмотрите шуруп – это гвоздь с бороздками.

Воспитатель завинчивает и говорит:

Будем мы ее крутить

По стрелке часовой

Шуруп поможет завинтить

Отвертка нам с тобой.

Воспитатель: Какие правила безопасности необходимо выполнять при работе с отверткой? (ответы детей).

• Не брать без разрешения взрослых.

Читайте также:  Чем полезен лен и как его пить

• Нельзя с ней играть, потому что можно пораниться или попасть в глаз.

Шило – ручка с острым носиком

Как вы думаете, для чего я нужно? (дети отвечают – делать различные отверстия).

Воспитатель: Какие правила безопасности необходимо выполнять при работе с шилом? (ответы детей).

• Не брать без разрешения взрослых.

• Не стоять около человека, работающего шилом.

• Нельзя играть, потому что можно пораниться.

Клещи – щипцы с загнутыми внутрь острыми краями

Как вы думаете, для чего мы нужна? (дети отвечают – вытаскивать гвозди).

Воспитатель завинчивает и говорит:

Вынуть гвоздик старый,

Ржавый и кривой

Клещи помогают. Раз –

И гвоздь долой.

Воспитатель: Какие правила безопасности необходимо выполнять при работе с клещами? (ответы детей).

• Не брать без разрешения взрослых.

• Не стоять рядом с человеком, который работает клещами.

• Не засовывать пальцы в приспособление для вытаскивания гвоздей, потому что можно пораниться острыми краями.

По ходу называния инструментов воспитатель выкладывает каждый из них на стол, обращая внимание детей на их вид, форму, материал.

– Подойдите к столу и хорошенько рассмотрите инструменты.

– Скажите, из чего они сделаны? (Ответы детей.)

Молоток сделан из дерева и металла.

Топор сделан из дерева и металла. Клещи сделаны из металла. Пила сделана из металла. Рубанок сделан из дерева и металла.

– Куда положить инструменты после работы? (Их надо положить на полку или в специальный ящик.)

– Где хранятся инструменты? (Инструменты хранятся в мастерской.)

Физкультминутка: «Кровельщик»

Давайте поработаем молотком, как кровельщик.

То не град, то не гром – (Стоят, изображают удары молотком.)

Кровельщик на крыше. (Тянутся на носочках, подняв руки вверх.)

Бьёт он громко молотком – (Изображают удары молотком.)

Вся округа слышит. (Закрывают уши руками.)

Он железом кроет дом, (Изображают удары молотком.)

тобы сухо было в нём. (Наклоняются, достают носки руками.)

Воспитатель: А сейчас вы будете придумывать загадку о инструментах друг другу загадывать.

Игра: «Придумай загадку»

Дидактическое задание «Сложи инструмент из частей»

Рефлексия. Инструменты – наши добрые помощники и друзья, но они могут быть и опасными, так как острые, колющие, режущие. Ребята, какие инструменты вы запомнили? (ответы детей). Какие правила безопасности нужно соблюдать при работе с инструментами? (ответы детей). Почему нельзя играть с инструментами? (ответы детей). А про что ещё мы с вами сегодня говорили? (ответы детей). О каких правилах безопасности нужно помнить во время работы с инструментами? (ответы детей).

Источник

Любовь Алиева
Конспект беседы с инсценировкой для детей младшего возраста «Ножницы, катушки — это не игрушки»

Беседа с использованием театрализованной инсценировки

для детей младшего возраста,

организованной детьми подготовительной группы

«Ножницы, катушки – это не игрушки»

Цель: Познакомить детей с правилами хранения портновских принадлежностях.

Задачи:

1. Расширить и уточнить знания детей о безопасном поведении в доме;

2. Дать детям общее представление о портновских принадлежностях. Познакомить детей с правилами безопасного хранения колющих, режущих предметов;

3. Закреплять знания детей о портновских принадлежностях, которыми нельзя пользоваться самостоятельно;

4. Развивать внимание, память, устную речь; расширять словарный запас детей;

5. Воспитывать аккуратность.

УМНЫЙ НАПЁРСТОК

Вед: Здравствуйте ребята! Я пришла сегодня, чтобы познакомить вас

с правилами хранения самых обычных предметов, которые есть в

каждом доме. Это принадлежности для рукоделия или как их ещё

называют портновские принадлежности.

Если разорвался рукав рубашки или оторвалась пуговица от пальто,

Мы берём, отгадайте-ка что?

Острая и колкая

Чудо-мастерица

Платьице из шёлка

Сошьёт она сестрице.

Что это ребята? (иголка)

Правильно, Иголку и нитку и начинаем шить. Кроме иголок и ниток

есть ещё немало принадлежностей для шитья, вышивания и вязания. Давайте попробуем вспомнить их! Вот послушайте о чём эта загадка:

Два конца, два кольца,

В середине гвоздик… (ножницы)

Я иголкина подружка,

Только нет у меня ушка… (булавка)

А ещё кроме них есть вязальные спицы и крючки, пуговицы, плательные петли и крючки, различные кнопки, булавки, напёрстки.

Кто из вас знает, где мама дома хранит все эти предметы?

Правильно, обычно они лежат в специальной коробочке для шитья, в сундучке или вот в такой как у меня шкатулке.

Вот волшебный сундучок!

В сундучке живёт крючок,

Ножницы, иголки,

Лоскутки из шёлка.

Есть и шерсти клубок,

Он похож на колобок,

Есть булавки, спицы –

Всё нам пригодится!

Вот какая волшебная шкатулочка-помощница есть у меня.

А скажите мне, пожалуйста, почему все эти предметы я храню в шкатулке?

Правильно они очень острые и опасные и играть с ними не надо!

Но среди них есть и очень умные предметы. Вот послушайте какая

история приключилась однажды с девочкой Анютой и портновскими принадлежностями.

Умный наперсток

Инсценировка сказки по ролям

Вед: Давным-давно в одном небольшом городке жила искусная мастерица-рукодельница. Она умела не только хорошо вязать спицами и крючком, но и вышивать красивые узоры на салфетках, полотенцах и скатертях.

Читайте также:  Что самое полезное от гепатита с

С каждым днём заказов у рукодельницы становилось всё больше, вот и решила она обучить свою племянницу Анюту всему, что умела сама, чтобы та стала ей хорошей помощницей.

Девочка оказалась смышленой и трудолюбивой и скоро научилась ловко управляться с иголкой, спицами и крючком.

Однажды Мастерица уложила в корзинку готовые заказы и ушла в город, а Анюта осталась дома одна. Она тотчас достала резную деревянную шкатулку, в которой хранились нитки, иголки, напёрсток и ножницы, и принялась вышивать салфетку.

Эту красивую салфетку с бахромой Анюта хотела подарить тете на именины. Девочка старательно вышивала на салфетке букетик подснежников.

Теплые весенние лучи скользили по скатерти обеденного стола, вышивать за которым устроилась Анюта. За окном звонко чирикали воробьи, а в открытую форточку влетал свежий ветерок, пахнущий талым снегом и капелью.

Девочка на минутку отложила рукоделье, зажмурила глаза и не заметила, как задремала. Сквозь сон ей почудилось, будто она слышит чей-то тихий разговор, такой тихий, словно журчание ручейка за окном. Это разговаривали между собой иголки, булавки, пуговицы, ножницы и прочие портновские принадлежности.

Булавка: Ах, какой чудесный денек!

Вед: Попела булавка с золотой головкой.

Пуговица: Обратите внимание, как мы блестим и переливаемся под солнечными лучами!

Вед: Воскликнула маленькая перламутровая пуговица.

Ножницы: Да, да! Вы правы! Мы очень похорошели!

Вед: Согласились ножницы.

Вяз.спица: Здесь просторно и светло. Обеденный стол такой большой! Не то, что тот столик, за которым всегда работает Мастерица.

Вед: Сказала вязальная спица.

Иголки: Нам надоело лежать в шкатулке, давайте останемся здесь!

Вед: Дружно закричали иголки.

Маленький крючок: Не могу понять, почему Мастерица всегда прячет нас в шкатулку и не дает нам пожить на воле?

Вед: Тоненьким голоском пропищал маленький крючок.

Ребята, а как вы думаете, почему Мастерица хранила принадлежности для шитья и вязания в специальной шкатулке? Почему Мастерица не занималась рукоделием за обеденным столом?

Катушка: Давайте спросим об этом дядюшку – наперстка, ведь он давно живет в доме рукодельницы.

Вед: Предложила катушка.

Иголочка: Дядюшка – наперсток, — Не знаете ли Вы, почему Мастерица всегда после работы убирает нас в шкатулку?

Напёрсток: Знаю, как не знать.

Вед: Важно ответил напёрсток.

Напёрсток: Я живу в доме Мастерицы много лет и помню, что к порядку и аккуратности её с самого детства приучала бабушка. Она говорила, что иголки, булавки, спицы, крючки и ножницы — опасные предметы! Их нельзя бросать, где попало, а следует убирать в специальную шкатулку. Вот эту розную деревянную шкатулку бабушка подарила Мастерице на день рождения, когда той исполнилось всего лишь шесть лет.

Вед: Слова дядюшки-напёрстка обидели всех. Иголки, булавки, спицы, крючки и ножницы возмущённо зашумели:

Все: Какие же мы опасные? Мы очень даже полезные и нужные предметы! Без нас нельзя ни пуговицу пришить, ни дырку заштопать. Кто же поможет людям сшить платье или рубашку, связать носки?

— И мы нужны! И мы нужны!

Вед: хором пропищали пуговицы, петельки и крючки.

Напёрсток: Спору нет! Все вы, друзья, нужны и полезны людям. Но согласитесь, что иголками, булавками, спицами можно больно уколоться, а ножницами поранить пальцы. Чтобы этого не случилось, нас и убирают после работы в шкатулку. А кроме того, Мастерица любит и бережёт свои вещи. Она не хочет, чтобы кто-то из нас потерялся.

Булавка: А почему нельзя шить, сидя за обеденным столом? — поинтересовалась булавка.

Напёрсток: Да потому, что за обеденным столом люди едят, а маленькие предметы могут незаметно попасть в пищу.

Катушка: Понятно (протянула катушка). Значит, Анюта зря разбросала нас по столу.

Вед: В это время девочка зашевелилась и открыла глаза. Разговор тотчас смолк. Анюта огляделась и увидела, что на столе в беспорядке лежат портновские принадлежности, а на часах — время обеда, значит, скоро из города должна вернуться Мастерица.

Анюта: Какой удивительный сон мне приснился (подумала девочка).

Вед: Анюта аккуратно сложила в шкатулку портновские принадлежности, поставила её на столик для шитья и стала поджидать прихода тети.

Вот так закончилась эта невероятная история!

Ну что ребята понравился вам наш спектакль?

Все правила безопасности запомнили? А мы сейчас проверим!

Вопросы

Что научилась делать племянница Мастерицы — Анюта?

Какой подарок Анюта хотела приготовить для Мастерицы?

Чей разговор Анюта услышала во сне?

Чем были недовольны иголки, спица и крючок?

О чём портновские принадлежности спросили дядюшку – напёрстка?

Что ответил им напёрсток?

Что сделала Анюта, когда проснулась?

Всегда ли вы убираете за собой иголки, нитки, булавки и ножницы после шитья?

Почему нельзя шить на диване или за обеденным столом?

Где следует хранить принадлежности для шитья?

Какие правила следует соблюдать при работе со швейной иглой, ножницами?

Какой вред могут причинить вязальные спицы и крючки?

Большое спасибо скажем артистам за представление!

А вам зрители за внимание и терпение!

Будьте внимательны и осторожны!

Источник