Баланс запасов полезных ископаемых ведется с целью
Государственный учет работ по геологическому изучению недр
Регулирование изучения и пользования недрами предполагает учет и государственную регистрацию работ, затрагивающих недра. В соответствии со ст. 28 Закона «О недрах» государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами.
Государственный баланс запасов полезных ископаемых является обобщением некоторых данных, содержащихся в Государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых (ст. 30 Закона). Но, в отличие от Кадастра, он включает только те месторождения, выявленные запасы полезных ископаемых которых позволяют считать их имеющими промышленное значение. Согласно ст. 31 Закона «О недрах», баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются Федеральным агентством по недропользованию.
Подобно Государственному кадастру месторождений и проявлений полезных ископаемых Госбаланс запасов полезных ископаемых должен служить для планирования дальнейшего изучения недр. Разница между этими системами документов заключается в том, что в Кадастре фиксируется в основном то, что «предлагает» природа, а данные Госбаланса направлены скорее на выявление тех видов сырья, разведанных запасов которых недостаточно и поиск которых оправдан с позиции спроса на них отраслей народного хозяйства. Поэтому не исключено, что перспективные месторождения с точки зрения Госкадастра могут оказаться маловостребованными с позиции Госбаланса и наоборот. «Примирить» эти позиции могут только экономические расчеты и экологические прогнозы, в которых учитываются как ценность отдельных видов сырья для народного хозяйства, так и производственные особенности разработки отдельных месторождений
4) создание особо охраняемых геологических территорий
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных объектов, достопримечательностей, имеющих особое научное, культурное, эстетическое значение, регулируются Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г., изданным в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов.
Суть данного направления заключается в том, что редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую, научную или культурную ценность, могут быть объявлены геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается.
В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом органам, предоставившим лицензию (ст. 33 Закона РФ «О недрах») (хотя, неспециалисту весьма сложно отличить, например, отдельные палеонтологические находки от обработанных природой кусков камня. Не менее сложная проблема и с идентификацией археологических находок).
В целом задачи государственного регулирования отношений недропользованияопределены в ст. 35 Закона «О недрах». Приоритетное направление государственного регулирования отношений недропользования – обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ.
Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля.
В задачи государственного регулирования входят:
определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по РФ в целом и по регионам;
обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;
установление квот на поставку добываемого минерального сырья;
введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;
установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.
Опираясь на эти задачи, органы законодательной и исполнительной власти разрабатывают, принимают соответствующие нормативные правовые акты, способствующие наиболее полной реализации поставленных задач; осуществляют контроль и надзор за исполнением требований законодательства.
Государственный учет запасов состоит в том, что на 01.01 каждого года все горнодобывающие предприятия (независимо от форм собственности) и все геологоразведочные организации, занимающиеся разведкой промышленных месторождений, составляют отчетные балансы запасов по единой форме, утвержденной Центральным статистическим управлением (ЦСУ) – по форме 5-ГР, и направляют их в территориальные геологические фонды (ТГФ). ТГФ (каждый по своей территории) составляют сводные балансы запасов (по краю, области, автономной республике) и отсылают их в Москву во Всероссийские геологические фонды (ВГФ), который на основании территориальных отчетных балансов составляют сводный по стране государственный баланс запасов.
Порядок и сроки представления отчетных балансов утверждает ЦСУ.
Горнодобывающие предприятия и геолого-разведочные экспедиции обязаны представить свои отчетные балансы запасов в вышестоящие органы (комбинаты, объединения) не позднее 15.01 (по угольным месторождениям – к 20.01).
Комбинаты и объединения, проверив и уточнив балансы запасов предприятий, составляют на их основании сводные по комбинату (объединению) балансы запасов и отправляют их в территориальные геологические фонды не позднее 5 февраля (по углю – до 20 февраля).
В свою очередь ТГФ отсылают сводные балансы запасов по краям, областям и т.д. во ВГФ не позднее 1 июня.
Контроль за правильностью учета состояния и движения запасов на разведуемых месторождениях осуществляют отраслевые министерства, на действующих и строящихся объектах – отраслевые министерства совместно с Горнотехническим надзором.
Контроль за своевременным представлением отчетных балансов запасов лежит на ТКЗ. Методическое руководство осуществляет ГКЗ.
Основная цель государственного учета запасов – получение достоверных и систематизированных данных:
1 – о движении запасов за истекший год по всем эксплуатируемым, подготавливаемым к освоению, разведываемым и находящимся в резерве месторождениям;
2 – о степени обеспечения горнодобывающих предприятий разведанными запасами.
Это дает возможность:
1 – осуществлять научно обоснованное планирование годовой добычи различных полезных ископаемых, разведочных и поисковых работ в целом по стране;
2 – рационально и комплексно использовать МПИ;
3 – экономически оптимально размещать горнодобывающие предприятия;
4 – составлять схемы развития отраслей различных видов полезных ископаемых.
Сводный по стране баланс запасов составляется отдельно для каждого из 76 важнейших видов полезных ископаемых.
Учет состояния и движения запасов почти всех полезных ископаемых ведется по форме 5-ГР, угля и горючих сланцев – 5-ГР (рис. 1.34) (уголь), нефти, горючих газов и гелия, соответственно, по форме 6-ГР, 7-ГР и 8-ГР.
Сводный баланс запасов является основой государственного кадастра МПИ. Он содержит все наиболее важные и необходимые сведения о месторождениях, в том числе: их точное местонахождение, тип полезного ископаемого, его формационную принадлежность (для угольных месторождений – марки углей с выделением отдельной строкой коксующихся разностей), степень разведанности и промышленного освоения, годовую проектную и фактическую производственную мощность созданного на базе месторождения горнодобывающего предприятия. Для строящихся объектов отмечается начало строительства, для разведуемых месторождений – начало разведки. Для пластовых и горизонтально залегающих полезных ископаемых, предназначенных для открытой отработки, указывается мощность вскрыши и мощность залежи полезного ископаемого (например, для россыпей приводится мощность торфов и мощность «песков»).
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
Форма № 5-гр
Утверждена приказом ЦСУ СССР от 29.04.83. № 244
ОТЧЕТНЫЙ БАЛАНС ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ за 20__ г.
_____________________________________________
наименование полезного ископаемого
Рис. 1.34. Отчетный баланс запасов. Форма 5-ГР
В сводном балансе запасы группируются по месторождениям, горнодобывающим предприятиям различных форм собственности, комбинатам, объединениям, акционерным обществам, краям, областям, автономным республикам, крупным экономическим районам и определяются в целом по стране. При этом месторождения располагаются в следующей последовательности: эксплуатируемые, подготавливаемые к освоению, резервные разведуемые, не намечаемые к освоению.
Отдельно подлежат учету балансовые и забалансовые запасы, запасы различной степени разведанности (категорий А, В, С1 и С2), утвержденные ГКЗ и ТКЗ и не утвержденные, но апробированные комиссиями по запасам, создаваемыми в министерствах и управлениях. Отдельно учитываются запасы по основным промышленным типам и сортам (маркам) руд и по способам отработки. Например, запасы россыпных месторождений золота должны подразделять на пригодные для:
1 – сплошной отработки драгами;
2 – гидравлической добычи;
3 – раздельной выемки на открытых или подземных работах.
Количество запасов по рудным месторождениям дается в виде дроби: в числителе – руда, в знаменателе – металл. Для каждого промышленного типа месторождений приводится среднее содержание полезных компонентов и вредных примесей, степень разубоживания.
Для месторождений угля и горючих сланцев указываются содержание золы, влажность, низшая удельная теплота сгорания, выход смолы, содержание серы и т.п.
В отдельных графах отчетного баланса запасов приводится движение запасов в течение прошедшего года, т. е. уменьшение или увеличение в результате добычи, потерь, разведки и переоценки, перевода из одной категории в другую, списания с баланса вследствие повышения кондиций или других причин, снятия с баланса в связи с передачей другому предприятию и т.п.
Отдельной графой указывается обеспеченность (в годах) действующих горнодобывающих предприятий разведанными балансовыми запасами (А, В, С1). Для горнодобывающих предприятий цветной металлургии она вычисляется по формуле:
Т= (49)
где: Т – количество лет;
Q – количество балансовых запасов руды, тыс. т.;
П – потери, %;
Р – разубоживание, %;
М – мощность предприятия, тыс.т.
Для угледобывающих предприятий указывается обеспеченность промышленными запасами как всего угольного разреза или шахты, так и отдельных участков, горизонтов.
К балансу запасов прилагается объяснительная записка, в которой отражаются:
1 – годовая проектная и производственная мощность предприятий;
2 – новые данные о геологическом строении месторождения;
3 – характеристика вновь оконтуренных рудных тел и залежей полезных ископаемых;
4 – качество (состав, сорт, марка) вновь разведанных запасов;
5 – горно-технические условия отработки месторождения;
6 – площадь и глубина подсчета запасов;
7 – суммарные затраты на разведки и себестоимость 1 т. разведанной руды и металла;
8 – обеспеченность (в годах) предприятия разведанными запасами;
9 – промышленные перспективы;
10 – предполагаемый срок освоения (для новых месторождений).
К записке прилагаются утвержденные Госгортехнадзором акты списания запасов (неподтвердившиеся, потерянные).
Отчет баланса запасов подписывается руководителем и главным геологом горно-добывающего предприятия, а на действующих объектах – и руководителем маркшейдерской службы.