Атлас южная америка 7 класс полезные ископаемые

Атлас южная америка 7 класс полезные ископаемые thumbnail

Урок географии 7 класс

Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки

Цели:

1. Создать условия для ознакомления учащихся с природой Южной Америки.

2. Сформировать у них представления о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых материка – их составе, происхождении.

3. Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными географическими картами.

4. Формирование умений работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать память, умение систематизировать изученный материал.

Планируемые результаты.

Предметные

1. Называют и показывают материк Южная Америка;

2. Рассказывают о рельефе и полезных ископаемых Южной Америки. Личностные 1. Осознают ценность географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира; 2. Работают в коллективе; высказывают суждения, подтверждая их фактами.

Метапредметные

1. Организовывают свою деятельность, определяют её цели и задачи.

2. Ведут самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, взаимодействуют друг с другом и владеют элементарными практическими умениями работы с учебником, атласом, контурной картой.

Универсальные учебные действия.

регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

коммуникативные:умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Актуализация знаний

Учащиеся показывают географические объекты материка.

1. Крайняя южная точка материка Южная Америка.

2. Группа островов на севере материка.

3. Залив на востоке Южной Америки.

4. Архипелаг на юге материка Южная Америка.

5. Перешеек, соединяющий два материка.

6. Самый широкий пролив на юге материка.

7. Тёплое течение в Атлантическом океане, проходящее у берегов Южной Америки.

1. Холодное течение в Тихом океане у берегов материка.

2. Пролив разделяющий материк и архипелаг Огненная Земля.

3. Группа островов на северо-западе материка.

4. Острова на юго-востоке материка.

5. Море на севере Южной Америки .

6. Крайняя западная точка материка.

7. Тёплое течение на северо-востоке материка.

Учащиеся выполняют задания учителя

Развитие картографических умений учащихся, развитие умения слушать товарищей.

II. Создание проблемной ситуации

Охарактеризовать очертания береговой линии материка и сравнить с береговой

линией Африки.

Различия – сходство— чем обусловлено сходство? – общее происхождение – общее геологическое строение – можем ли мы уверенно сказать, что и в рельефе будет сходство?

– В тетрадь записать тему урока «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки»

Перед нами стоят три задачи:

1. Дать общую характеристику рельефа

2. Рассмотреть особенности равнин и гор

3. Познакомиться с полезными ископаемыми Южной Америки

Выполняют сравнение карт делают вывод

Включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);             

III. Открытие новых знаний

Откройте атлас, физическую карту Южной Америки

Какие формы рельефа характерны для материка?

Вывод: на материке большую часть занимают равнины, меньшую – горы.

По карте охарактеризуйте высоты материка (назовите преобладающие высоты, максимальные, минимальные).

Преобладающие до 1000 м., макс.- 6194 м.- гора Аконкагуа мин.- – 45м.- на полуострове Вальдес

Вывод: преобладающие высоты до 1000 метров, колебание высот значительное.

Откройте карту – «Строение земной коры

Расскажите, как шло формирование рельефа?

Пользуясь условными знаками назовите самый древний участок земной коры (Южно-Американская платформа), области древнейшей складчатости характерны для востока материка. Области новой складчатости характерны для самой западной части.

Вывод: рельеф на территории материка формировался на протяжении многих миллионов лет и продолжает формироваться и сейчас, о чем свидетельствуют землетрясения и извержения вулканов.

Вывод: таким образом, мы решили первую задачу, дали общую характеристику рельефа Южной Америки, заметили, что преобладают равнины, так как в основании лежит Южно-Американская платформа – устойчивый, выровненный участок земной коры.

2. Переходим к характеристике равнин и гор.

Откройте контурную карту Южной Америки.

Рельеф Южной Америки разнообразен и контрастен. По характеру рельефа Южную Америку можно разделить на Горный Запад и Равнинный Восток. Средняя высота материка – 580 м.

Рельеф западной части материка – результат взаимодействия нескольких литосферных плит, на границе которых происходят горообразовательные движения. Формирование Анд началось еще в палеозое и не закончилось до сих пор. Анды продолжают подниматься, извергаются вулканы, происходят сильные землетрясения

Горная система Анд считается самой протяженной горной системой на Земле. Самая высокая вершина материка – гора Аконкагуа Подписать на контурной карте.

Здесь находится и наиболее высокий действующий вулкан под названием Льюльяйльяко. Можно также выделить такие вулканы, как Сан-Педро Руис и Котопахи

Рельеф восточной части складывался на древней Южно-Американской платформе. Поднятие её фундамента в рельефе соответствует плоскогорьям – Гвианскому, высотой до 3014 м. и Бразильскому, высотой до 2890 м., его рельеф очень неоднороден – от почти столообразных плато в центре до высоких плосковершинных гор на востоке Подписать на контурной карте.

В прогибах платформы образовались низменные равнины – Оринокская, Амазонская и Ла-Платская. Почти плоская поверхность этих равнин благоприятна для образования крупных речных систем Амазонки, Ориноко, Параны (на языке индейцев «большая вода») с широкими и глубокими речными долинами

Амазонская низменность – величайшая в мире (площадь около 5 млн. км2) низменность, пересекающая с запада на восток почти весь материк Южной Америки, от предгорий Анд до Атлантического океана, и лежащая между поднятиями Гвианского плоскогорья на севере и Бразильского на юге Подписать на контурной карте.

К югу от Бразильского плоскогорья тянется широкая Ла-Платская низменность, по которой течет река Парана Подписать на контурной карте.

К северу от Амазонской низменности находится Оринокская низменность, лежит почти везде не выше 100 м. Подписать на контурной карте.

Вывод: на западе материка находятся подвижные складчатые области на стыке двух литосферных плит, восточную часть материка занимает древняя платформа

3. Познакомимся с полезными ископаемыми материка

Южная Америка богата различными полезными ископаемыми.

Вопрос: На какие две группы делятся полезные ископаемые по происхождению? (рудные и нерудные)

К чему приурочены месторождения нерудных полезных ископаемых?

(они приурочены к толщам осадочных пород).

Из нерудных ископаемых на побережье Тихого океана и в предгорьях Анд добывают серу, йод, селитру. Во впадинах и прогибах платформы обнаружены нефть, природный газ, уголь. Венесуэла считается лидером по добыче нефти и газа.

Нанесите на контурную карту месторождения нерудных полезных ископаемых.

К чему приурочены месторождения рудных полезных ископаемых?

К древним щитам платформы приурочены богатейшие месторождения железных, марганцевых, никелевых руд, урана, залежи бокситов, содержащих алюминий.

В Андах найдены месторождение цветных и редких металлов. Например, известный “оловянный пояс” Боливии тянется с севера на юг на 940 км. В Андах расположены крупнейшие в мире месторождения медных руд, а также руд молибдена, серебра, вольфрама, свинца и цинка.

Нанесите месторождения рудных полезных ископаемых на контурную карту.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание по предложенному плану с помощью учебника

Получение знаний из источников информации

III. Подведение итога.

1. Какие формы рельефа характерны для Южной Америки?

2. Почему на материке преобладают равнины?

3. Самая большая равнина на материке?

4. Почему горы Анды расположены на западе материка?

5. Перечислить низменные равнины Южной Америки.

Дети отвечают на вопросы и делают вывод.

Умение выполнять практические задания и применять полученные знания, доказывать свою точку зрения

IV. рефлексия

построения денотатного графа

р

е

л

ь

е

ф

На 1 определение составляется совместно, на 2 определение: самостоятельно

Проявлять учебно-познавательный интерес к географической науке.     

V. Д/З

Уч п, вып зад в конт картах

Записывают домашнее задание

Источник

  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)
  • ГДЗ к контурным картам по географии. 7 класс «Дрофа»

Страница 6. Южная Америка - Контурные карты по географии. 7 класс. Дрофа

Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.

ЗАДАНИЯ

Для выполнения заданий будем рассматривать атлас на страницах 30, 31, 32 и 33.

1. Укажите координаты крайних точек Южной Америки.

Крайние точки Южной Америки (все точки уже указаны на карте):

  • северная — мыс Гальинас — географические координаты 12°27′ с. ш. 71°39′ з. д.
  • восточная — мыс Кабу Бранку — географические координаты 7°10′ ю. ш. 34°47′ з. д.
  • южная (материковая) — мыс Фроуард — географические координаты 53°54′ ю. ш. 71°18′ з. д.
  • южная (островная) — мыс Горн — географические координаты 55°58′48″ ю. ш. 67°17′21″ з. д.
  • западная — мыс Париньяс — географические координаты 4°40′ ю. ш. 81°20′ з. д.

Комментарий: По данным исследователей, самой южной островной точкой этого континента является вовсе не мыс Горн, а мыс Диего-Рамирес, расположенные на одноименной группе островов примерно в 100 километрах к югу от мыса Горн. Географические координаты мыса Диего-Рамирес 56°30′ ю. ш. 68°43′ з. д.

Страница 6. Южная Америка - Контурные карты по географии. 7 класс. Дрофа

2. Подпишите на карте:

  • Названия океанов: 

    • Тихий океан
    • Атлантический океан
    • Южный океан
  • Названия морей:

    • Карибское море
    • море Скоша
  • Названия заливов:

    • залив Ла-Плата
    • залив Баия-Бланка
    • залив Сан-Матиас
    • залив Сан-Хорхе
    • залив Гуакиль
  • Названия проливов:

    • Магелланов пролив
    • пролив Дрейка
  • Названия крупных форм рельефа:

    • горные хребты Анды (Восточная Кордильера и Западная Кордильера)
  • Названия низменности:

    • Амазонская низменность
    • Ла-Платская низменность
    • Оринокская низменность
  • Названия плоскогорья:

    • Гвианское плоскогорье
    • Бразильское плоскогорье
  • Названия гор:

    • гора Аконкагуа — 6960 м
    • гора Уаскаран — 6768 м
    • гора Анкоума — 6427 м
    • гора Сан-Валентин — 4058 м
  • Названия вулканов и их высоты:

    • Льюльяйльяко — 6739 м
    • Чимборасо — 6267 м
    • Сан-Педро — 5974
    • Котопахи (самый активный вулкан) — 5897 м
    • Руис — 5400 м
    • Осорно — 2660 м
    • всего на территории Южной Америки расположено 194 вулкана
  • Названия крупных рек:

    • Амазонка
    • Парана
    • Парагвай
    • Уругвай
    • Ориноко
  • Названия озёр:

    • Титикака
    • Маракайбо
    • Патус

Страница 6. Южная Америка - Контурные карты по географии. 7 класс. Дрофа

3. Раскрасьте природные зоны соответствующим цветом. Выделите штриховкой области с максимальным и минимальным количеством осадков.

Природные зоны Южной Америки: 

  • Постоянно влажные леса — раскрашены фиолетовым цветом;
  • Пременно-влажные (в том числе муссонные) леса — раскрашены тёмно-зелёным цветом;
  • Жестколистные вечнозелёные леса и кустарники — раскрашены ярко-зелёным цветом;
  • Саванны и редколесья — раскрашены болотным цветом;
  • Пустыни и полупустыни — раскрашены жёлтым цветом;
  • Степи — раскрашены светло-зелёным цветом;
  • Тундры и приокеанические луга — раскрашены голубым цветом;
  • Области высотной поясности — раскрашены розовым цветом.

Страница 6. Южная Америка - Контурные карты по географии. 7 класс. Дрофа

4. Подпишите тёплые и холодные течения.

Тёплые течения:

  • Бразильское течение
  • Гвианское течение

Холодные течения:

  • Перуанское течение
  • Фолклендское течение

Страница 6. Южная Америка - Контурные карты по географии. 7 класс. Дрофа

5. Используя условные знаки, покажите месторождения нефти, алюминиевых, медных и железных руд, золота, серебра и вольфрама.

Страница 6. Южная Америка - Контурные карты по географии. 7 класс. Дрофа

6. Подпишите названия стран Южной Америки и их столицы.

  • Бразилия — столица город Бразилиа
  • Аргентина — столица город Буэнос-Айрес
  • Колумбия (1) — столица город Богота
  • Венесуэла (2) — столица город Каракас
  • Гайана (3) — столица город Джорджтаун
  • Суринам (4) — столица город Парамарибо
  • Гвиана (5) — столица город Кайена
  • Эквадор (6) — столица город Кито
  • Перу (7) — столица город Лима
  • Боливия (8) — столица город Ла-Пас
  • Парагвай (9) — столица город Асунсьон
  • Уругвай (10) — столица город Монтевидео
  • Чили (11) — столица город Сантьяго

Страница 6. Южная Америка - Контурные карты по географии. 7 класс. Дрофа

  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)
  • ГДЗ к контурным картам по географии. 7 класс «Дрофа»

Источник

1) Работа с контурной картой на с. 63:

а) подпишите названия и координаты крайних точек Южной Америки;

б) подпишите моря и океаны, омывающие Южную Америку: полуострова, заливы, острова;

в) подпишите основные формы рельефа;

г) покажите основные месторождения полезных ископаемых;

д) обозначьте климатические пояса Южной Америки и подпишите основные показатели климата для каждого пояса.

  • Ответ:
  •  Атлас южная америка 7 класс полезные ископаемые
  • 1) Мыс Гальинас 12° с.ш. 71° з.д.
  • 2) Мыс Фроуорд 53° ю.ш. 71° з.д.
  • 3) Мыс Париньяс 4° ю.ш. 81° з.д.
  • 4) Мыс Кабу-Бранку 7° ю.ш. 34° з.д.

2)  Почему материк имеет довольно простые очертания?

  • Ответ: Берега сложены твердыми породами, следовательно, слабое воздействие океана на береговую линию.

3) Сравните географическое положение Южной Америки и Африки. Заполните таблицу.

  • Ответ:

Сходство

Различия

Южная Америка

Африка

1) Омывается Атлантическим океаном.

1) Самый влажный материк.

1) Самый жаркий материк.

2) КП, кроме умеренного.

2) Самое влажное место.

2) Самая большая пустыня.

3) Пересекает экватор.

3) Рядом с Северной Америкой.

3) Рядом с Евразией.

4) Южный тропик.

4) На юге от Северного тропика.

4) Пересекает Южный тропик.

5) Омывается Тихим океаном.

5) Омывается Индийским океаном.

6) 4 место по S.

6) 2 место по S.

8) Почему в Южной Америке проведено меньше научных исследований, чем в Африке?

  • Ответ: Колонии более развитых стран в свое время находились в Африке.

9) Рельеф Амазонской низменности и Бразильского плоскогорья сформировался на одной платформе, но он различен. Почему?

  • Ответ: Бразильское плоскогорье образовалось в результате длительного разрушения Южно-Американской платформы и вертикального движения, а рельеф Амазонской низменности в ее прогибах.

10) Климат Африки или Южной Америки более разнообразен? Почему?

  • Ответ: Южной Америки, т.к. рельеф материка более разнообразен.

11) Определите типы климата по климатограммам, приведенным в учебнике.

  • Ответ: а) субэкваториальный, б) тропический, в) экваториальный.

12) Определите среднегодовую амплитуду температур воздуха:

а) на Амазонской низменности.

  • Ответ: 0 °С.

б) на Бразильском плоскогорье.

  • Ответ: 0 °С.

в) на побережье Тихого океана у Южного тропика.

  • Ответ: 8 °С.

13) Для какой территории характерно следующее описание климата: «Температура летом +20 °С, зимой +13 °С, части туманы, из которых оседает морось, образуется роса. Осадки здесь редки, иногда за год не выпадает ни капли»?

  • Ответ: Побережье Тихого океана.

14) Почему в экваториальном поясе Южной Америки выпадает больше осадков, чем в таком же поясе Африки?

  • Ответ: Анды препятствуют прохождению воздушных масс с Атлантического океана.

15) Как изменяются климатические условия на западном побережье материка, когда на смену Перуанскому течению приходят теплые воды?

  • Ответ: В пустыне Атакама идут проливные дожди.

16) Сравните климат Южной Америки и Африки. Заполните таблицу.

  • Ответ:

Сходство

Различия

Южная Америка

Африка

1) Преобладают пассаты.

1) Самый влажный материк.

1) Самый жаркий материк.

2) Лежат в экваториальном, субэкваториальном, тропическом и субтропическом поясах.

2) Лежит в умеренном поясе.

2) Пояса повторяются два раза кроме экваториального.

3) Преобладают западные ветра.

17) Каковы причины полноводности Амазонки и почему уровень воды в ней поднимается два раза в год?

  • Ответ: Северный и Южный притоки находятся в разных полушариях.

18) Назовите месяцы года, во время которых разливается река Парана. Объясните причины этого.

  • Ответ: Максимум дождей в январе, феврале, а питание реки дождевое.

19) В Южной Америке или в Африке природные зоны более разнообразны? Почему?

  • Ответ: Южная Америка, т.к. более разнообразный климат.

20) Назовите характерные признаки влажных экваториальных лесов в Южной Америке.

  • Ответ: Среднегодовая  t° воздуха 25 – 30 °С; количество осадков более 2000 мм. Разнообразный животный и растительный мир. Трехярусовое строение леса.

21) По карте атлас определите, в какой природной зоне Южной Америки создано особенно много заповедников? Почему?

  • Ответ: Влажные экваториальные леса (Амазония). Очень разнообразен животный растительный мир; гидроэкологический режим Амазонки; массивы леса.

22) В какой части Анд (у экватора или у Южного тропика) больше высотных поясов? Почему?

  • Ответ: У экватора, т.к. подножия гор покрыты экваториальными лесами, а на вершинах – вечные снега и льды.

23) Благоприятны ли природные условия Южной Америки для жизни и хозяйственной деятельности населения?

Рельеф

  • Ответ:  Неблагоприятное влияние только на высокогорья Анд.

Климат

  • Ответ: Условия благоприятные в основном в пампе.

Внутренние воды

  • Ответ: В изобилии.

24) Оцените возможности и трудности хозяйственного освоения бассейна Амазонки.

  • Ответ: Трудности: непроходимые джунгли, болота, многочисленные ручьи. Возможности: добыча древесины, нефти, каучука, строительство ГЭС.

25) Стрелками разного цвета отразите этапы заселения Южной Америки.

  • Ответ:
  •  Атлас южная америка 7 класс полезные ископаемые

26) Назовите причины разнообразия этнического состава населения материка.

  • Ответ: Историческое население материка.

27) Отразите на схеме при помощи стрелок сложность и разнообразие расового состава населения Южной Америки.

  • Ответ:
  •  Атлас южная америка 7 класс полезные ископаемые

28) Чем отличаются условия жизни индейцев Амазонии и индейцев Анд?

Амазония.

  • Ответ: Сезонно затопляемая равнина, джунгли.

Анды.

  • Ответ: Высокая влажность, перепады t°, мало кислорода.

29) Почему, несмотря на горный рельеф, на западе Южной Америки высокая плотность населения.

  • Ответ: Исторический фактор (древние цивилизации индейцев).

30) Назовите государственные языки стран материка.

Бразилия.

  • Ответ: Португальский.

Перу.

  • Ответ: Испанский и кечуа.

Аргентина.

  • Ответ: Испанский.

Гайана.

  • Ответ: Английский.

31) Приведите примеры стран:

а) с большой площадью.

  • Ответ: Бразилия, Аргентина.

б) с маленькой площадью.

  • Ответ: Суринам, Гвиана.

в) не имеющих выхода к морю.

  • Ответ: Боливия, Парагвай.

г) с горным рельефом.

  • Ответ: Чили, Перу.

д) с большим количеством соседей.

  • Ответ: Бразилия.

32) В каких странах находятся следующие объекты?

а) водопад Анхель.

  • Ответ: Венесуэла.

б) озеро Маракайбо.

  • Ответ: Венесуэла.

в) вулкан Чимборасо.

  • Ответ: Эквадор.

г) пустыня Атакама.

  • Ответ: Чили.

д) устье Параны.

  • Ответ: Аргентина, Уругвай.

е) истоки Амазонки.

  • Ответ: Перу.

ж) большая часть пампы.

  • Ответ: Аргентина.

33) По карте плотности населения в атласе определите, где живет большая часть населения Бразилии? Почему?

  • Ответ: В городах, расположенных на побережье или близь него (историческое освоение территории).

34) Объясните причины переноса столицы Бразилии в глубь страны.

  • Ответ: Экономическая и социальная причины для возможности развивать внутренние регионы страны.

35) На картосхеме Бразилии условными знаками отразите природные богатства страны и виды хозяйственной деятельности населения по их использованию.

  • Ответ:
  •  Атлас южная америка 7 класс полезные ископаемые

36) В чем состоит богатство и разнообразие природы Аргентины?

  • Ответ: В природных зонах от полярных льдов и тундры до пампасов и тропиков.

37) Как отразилось строительство и использование Трансамазонской автомобильной дороги на природе и хозяйственной деятельности населения?

  • Ответ: Вырубка лесов, ухудшение экологической обстановки. Улучшение таварооборота и перевозки пассажиров.

38) Почему использование природных богатств Перу связано с большими трудностями?

  • Ответ: Слабое экономическое развитие Перу, труднодоступность территорий.

39) В каких странах материка природа больше всего пострадала в результате деятельности человека? Почему?

  • Ответ: Венесуэла (добыча угля); Бразилия, Чили (вырубка лесов, добыча полезных ископаемых, промышленность).

40) Оцените природные богатства материка и степень их использования населением.

1) Полезные ископаемые.

  • Ответ: Высокая.

2) Климат.

  • Ответ: Низкая.

3) Вода.

  • Ответ: Средняя.

4) Почва.

  • Ответ: Низкая.

5) Растительный и животный мир.

  • Ответ: Средняя.

41) Какие памятники природного и культурного наследия человечества есть в странах Южной Америки?

  • Ответ: Статуя Иисуса Христа (Бразилия), древний город инков Мачу-Пикчу.

Источник