Аристотель считал наиболее полезным такой класс как

Аристотель считал наиболее полезным такой класс как thumbnail

“Дао де цзин” – это

полное собрание произведений даосизма

“Даосизм” возник в

Китае

“Дурными”, как бы “выродившимися” формами правления Аристотель считал: 1) тиранию; 2) крайнюю демократию; 3) олигархию

1,2,3

“Железный закон олигархии” сформулировал

Р. Михельс

“Идти в народ”, “поднимать народ на революцию” – основные направления деятельности народников 70 – х гг. Однако единства по тактическим вопросам в народническом движении не было. Разногласия возникли по следующим темам:

готовность народа к революции, движущие силы и средства совершения революции

“Неправильной” (с точки зрения Аристотеля) формой государства является

тирания

“Общественный договор” – это

философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми

“Палийский канон” – это:

священные тексты буддизма

“Полицейский социализм” в России внедряли

B. Зубатов и Г. A. Гапон

“Свободный подход к праву”, который можно обнаружить в практике судебного разбирательства, где имеет место “свобода судейского усмотрения”, характерен для

Е. Эрлиха

“Теорию насилия” выдвинул

Л. Гумплович

Автором “Города солнца” является

Т. Кампанелла

Автором “Декларации независимости США” является

Т. Джефферсон

Автором “Утопии”, после опубликования которой это слово стало употребляться ко всем проектам идеального общества, является

Т. Мор

Автором книги “Об общественном договоре” является

Ж. – Ж. Руссо

Автором работ “Воля к власти”, “Так говорил Заратустра” является

Ф. Ницше

Акция отмены долгов в Древней Греции называлась

сисахфия

Аристотель был учеником

Платона

Аристотель развивал идеи государственно – политического устройства общества в своем труде:

“Политика”

Аристотель считал наиболее полезным такой класс общества, как

аристократия

Борьбу за существование главным фактором социальной жизни считали

Р. Иеринг и Л. Гумплович

Брахманизм – это:

религиозно – философская система, воплощенная в Ведах

В 1830 – е гг. немецкий историк ввел понятие “эллинизм” для обозначения:

античного общества с 323 до 30 гг. до н. э.

В 335 г. до н. э. Аристотель, вернувшись в Афины, основал школу. Она получила название

Ликей

В анализе реальности Фома Аквинский пользуется наследием

Аристотеля

В буддизме и индуизме существует такое понятие, как “карма”. Оно означает:

сумму совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющих характер его нового рождения (нового воплощения его души)

В качестве основных в производственных отношениях Маркс и Энгельс выделили отношения

собственности

В основе догматизма лежат

слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений

В своем труде “О духе законов” конституционно – монархическую форму правления отстаивал

Ш. Монтескье

Варварские племена, разрушившие Рим с такой жестокостью, что их имя стало нарицательным, –

вандалы

Веды – это

древнейший памятник индийской письменности, сборник религиозных гимнов, молитв, заклинаний (конец II – середина I тысячелетия до н. э. )

Высказывание: “Человек рождается свободным” принадлежит:

римскому юристу Ульпиану (III в. )

Главную защиту государства Цицерон видит в защите

частной собственности и господствующего положения оптиматов

Главные политические цели, которые были поставлены в программе “Русская правда”, не могли быть достигнуты без решения главного вопроса – земельного. Земельный фонд страны должен был быть разделен на 2 части:

общественную и частную

Государство как “идею разума, свободы и права” трактовал

Г. B. Ф. Гегель

Греческие города – государства (полисы) возникли в период

перехода от патриархально – общинного к рабовладельческому строю

Группа философов- мыслителей, сложившаяся в V-IV вв. в Древней Греции, ставших позднее платными учителями

софисты

Д. Локк придавал первостепенное значение ___________ ветви власти

законодательной

Два наиболее крупных направления в исламе – это

суннизм и шиизм

Движущими силами исторического развития: прогресс науки, морали и религии считали представители

утопического социализма

Для истории политических и правовых учений опорной базой являются: 1) сумма историко – юридических знаний; 2) основные положения теории государства и права; 3) представления о структуре государственно – правовых институтов и механизме взаимодействия ее отдельных звеньев.

1,2,3

Документ, в котором была изложена программа Северного общества декабристов, назывался

Конституция

Древнегреческий полис – это

город – государство гражданской общины

Древнеримский философ, автор труда “О граде Божьем”, в котором он выдвинул идею универсальности истории развития человечества в соответствии с волей Божьей, – это

Августин Блаженный

Заложил основы науки о государстве и праве и первым выдвинул идею “общественного договора”

Г. Гроций

Знаменитый римский оратор –

Цицерон

Зороастризм возник в

Иране

Идею “категорического императива” выдвинул

И. Кант

Идея разделения властей в государстве впервые была выдвинута

Д. Локком

Из всех форм государства Фома Аквинский больше симпатизировал

монархии

Из мировых религий наиболее поздней по своему происхождению является:

ислам

К исполнительной ветви власти относится

Правительство

К концу 1830 – х гг. застой общественной жизни сменяется некоторым ее оживлением. В этот период были сформированы такие течения общественной жизни, как

славянофильство и западничество

К памятникам древнеегипетской литературы относится

Речение Ипувера

К представительной ветви власти относится

парламент

Как “отец международного права” в историю политических учений вошел

Г. Гроций

Как идеолог и основатель либерализма в историю вошел

Д. Локк

Как несториане воспринимали и толковали образ Христа?

Бог – сын, то есть Иисус Христос не может быть равен Богу – отцу, а лишь подобен ему

Каким общим названием именовались все существовашие ереси

катары

Кальвинизм зародился в

Швейцарии

Кастовый строй – общая черта многих древневосточных цивилизаций, но с наибольшей силой он проявился в

Индии

Книга, в которой изложены основы ислама, называется

Коран

Конфуцианство возникло и распространилось в

Китае

Конфуций (гг. до н. э. ) создал свой идеал совершенного человека (цзюнь цзы), который должен отличаться двумя основными достоинствами:

гуманность и чувство долга

Лидером федералистов был

Гамильтон

Личную свободу человека и неприкосновенность частной собственности во главу угла ставили представители

либерализма

Маркс и Энгельс назвали “казарменным коммунизмом” модель коммунистического общества

М. A. Бакунина

Механизмы удержания политической власти, поставив политику вне морали, впервые проанализировал

Н. Макиавелли

Мировой религией является

ислам

Мировой религией является

христианство

Мировой религией является

буддизм

Назовите течение русской общественной мысли, для которого характерны следующие идеи: своеобразие исторического пути России, движущая сила развития в особых формах его организации (например, община); особые формы собственности и владения землей, взаимоотношения народа и власти; развитие страны возможно при восстановлении мира и понимания между “землей” (народом) и государством (царем)

славянофильство

Назовите течение русской общественной мысли, для которого характерны следующие идеи: признание общности пути развития России и Европы, полезность прогресса, цивилизации, свободы личности, резкое неприятие официальной теории “православия, самодержавия, народности”

западничество

Наиболее радикальная из программ декабристов – это

“Русская правда”

Натуральное хозяйство – это:

хозяйство, ориентированное на производство продуктов для собственного потребления

Общественный договор – это

философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми

Общность имущества провозгласил (-а, – о)

раннее христианство

Один из источников политико-правовой мысли Древнего Египта

Поучение Птахотепа

Один из мыслителей Древней Греции, не излагавший своих взглядов в письменной форме

Сократ

Один из наиболее древних сводов законов, дошедших до наших дней, – это

Законы Хаммурапи

Один из основных источников буддизма –

брахманизм

Одна из основных идей, положенных в основу утопического социализма, – это идея

равенства всех людей

Одной из отличительных черт восточных обществ была:

кастовость

Определение: “Государство, в котором верховная государственная власть принадлежит главе церкви” относится к следующей форме правления

теократия

Определение: “Государство, в котором власть принадлежит представителям родовой знати” относится к форме правления

аристократия

Определение: “Государство, в котором власть принадлежит узкой группе лиц” относится к форме правления

олигархия

Определение: “Государство, в котором монарху принадлежит неограниченная верховная власть” относится к форме правления

абсолютизм

Определение: “Государство, при котором народ или его большинство служит источником и носителем государственной власти” относится к следующей форме правления

демократия

Определение: “Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства”, марксизм определяет как

общественно – экономическую формацию

Определение: “Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической и культурной жизни и деятельности” относится к понятию

общественные отношения

Определение: “Направление, рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан – институций”, относится к

институционализму

Определение: “Преобразование, изменение, переустройство какой – либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры”, относится к понятию

реформа

Основателем буддизма был:

Принц Сиддхартха Гаутама

Основателем юридического позитивизма является

Дж. Остин

Основной движущей силой преобразований Бакунин считал народ. Как он оценивал готовность народа к революции?

“Народ уже созрел к революции. Необходимо лишь поднять его на выступление, которое будет успешным, так как большинство населения его (восстание) поддержит”

Основной чертой политической системы Советской Республики, сложившейся в ходе гражданской войны, является

однопартийная диктатура при неравенстве прав граждан

Основные произведения Гегеля:

“Наука логики”, “Философия права”

Основными формами правления являются

республика и монархия

Основоположником “теории элит” является

Парето

Основу политического учения Конфуция составляет принцип

де

Отказ от жажды жизни, от стремления к жизненным наслаждениям, освободиться от которых можно, лишь избрав “восьмеричный путь спасения”, является основным принципом

буддизма

Парижская коммуна относится к

1871 г.

Первые древнегреческие мыслители, давшие начало древнегреческой философии:

Фалес, Солон

Первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства

Платон

Первым разработал концепцию суверенитета государства

Ж. Боден

Платон считал идеальным типом государственного устройства

аристократическое государство

По “Конституции” самодержавие должно быть ликвидировано, император оставался главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим. Верховная законодательная власть принадлежала

Вече

По мнению Августина Блаженного светская и церковная власть

различны, независимы и каждая обладает суверенитетом

По мнению Маркса и Энгельса, диктатура пролетариата необходима для периода

перехода от капитализма к социализму

Под “гражданским обществом” Гегель понимал

современное ему буржуазное общество

Под социализмом марксизм понимает

первую (низшую) фазу коммунистической формации

Под термином “разночинцы” подразумевается

интеллигенция

Политико-правовой трактат «Слово о Законе и Благодати» был создан

митрополитом Иларионом

Политическая мысль Древнего Востока неразрывно связана с

религиозным мировоззрением

Понятие “дао” означает

невидимый, вездесущий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления одного человека, неотделимый от основного материального мира и управляющий им

Понятие общественно – экономической формации ввел

К. Маркс

Понятие, включающие в себя весь круг обязанностей и ответственности человека

Дхарма

После победы пролетарской революции на первое место ставил функцию

насилия

Поэма о Гильгамеше – литературный памятник

Шумера

Право народа на сопротивление угнетению любыми средствами (в том числе насильственными) допускал

Т. Мюнцер

Предметом истории политических учений являются: 1) направления политической мысли; 2) отдельные теории и доктрины, в которых рассматриваются проблемы, связанные с происхождением государства, его сущностью, формами организации и т. д.; 3) комплекс идей, посредством которых происходит легитимизация власти и средств ее реализации в обществе. Выбирите правильный ответ.

1,2,3

Представителем либерального направления русской мысли второй половины 19 в. был

Представителями “исторической школы права” являлись

Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта

Программа декабристов, по которой гарантировалось всеобщее избирательное право, это

“Русская правда”

Пророк, основатель ислама

Мухаммед

Ранняя форма религии, связанная с поклонением каким – либо реальным предметам и наделением их сверхъестественными свойствами, называется

фетишизмом

Ранняя форма религии, связанная с поклонением какому – либо животному или растению и с верой в происхождение от них, называется

тотемизм

Республиканскую форму правления и идею народного суверенитета в своих работах отстаивал

Ж. – Ж. Руссо

С получением личной свободы по Реформе 1861 г. крестьяне получили права

перехода в другие сословия, участия в крестьянском самоуправлении.

Сборник законов Хаммурапи был составлен в

Вавилоне

Сборник изречений и бесед Конфуция, основателя религиозно-этического учения конфуцианства называется

“Луньюй”

Свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора пытались представители

социал-дарвинизма

Слова: “Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, то обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять и унести твою рубашку, отдай ему и верхнюю одежду” принадлежат

Христу

Советы – это органы

совмещающие законодательные, исполнительные и контрольные функции

Современная политическая история выделяет 3 основных этапа русского революционного движения: дворянский, разночинский, пролетарский. В основание этой периодизации был положен критерий

классовый

Современное религиозно – политическое течение, призывающее возродить основы ислама, называется

исламский фундаментализм

Согласно “Конституции” Никиты Муравьева, после захвата власти в России должна была установиться

конституционная монархия

Согласно Сократу зло твориться :

по незнанию и по неведению

Соединить юридическую концепцию государства с социологическим направлением в правоведении, создав “дуалистическую теорию государства”, пытался

Г. Еллинек

Социальные классы – это

крупные социальные группы, объединяющие людей с принципиально общим социально-экономическим и политическим статусом

Старую буржуазную государственную машину, по мнению B. И. Ленина, пролетариат должен

разбить, сломать

Сторонники активной политической борьбы и террора создали в рамках “Земли и Воли” специальную организацию. Она называлась

“Исполнительный комитет”

Судебная реформа, предусматривавшая бессословность суда и открытость, гласность судебного процесса, состязательность судебного процесса и мировой (выборный) суд, участие присяжных заседателей и несменяемость судей, была проведена в России в

1864 г.

Сущность римского права заключается в

верховенстве закона над властью

Теория происхождения государства, выдвинутая Г. Гроцием и широко распространившаяся в эпоху буржуазных революций, называется теорией

общественного договора

Термин “социология” впервые был введен в научный оборот

О. Контом

Термином “эллинизм” обозначают определенный греко – восточный синкретизм, явившийся результатом:

завоевательной политики Александра Македонского

Течения в Христианской церкви, не совпадающие с официальным вероучением

ереси

Трактовка государства как результата договора между людьми встречается у

Эпикура

Трактуют историю человечества как единую целостную универсальную схему: 1) христианство; 2) ислам; 3) буддизм

1,2,3

Труд “Чистая теория права” принадлежит

Г. Кельзену

Гоббса, в котором он изложил взгляды на общество и государство и развил идею “общественного договора”, называется

“Левиафан”

Труды: “Государство и революция”, “Что делать? “, “Детская болезнь “левизны” в коммунизме” – принадлежат

Учитель философии и теологии – крупнейший представитель схоластики

Фома Аквинский

Феноменальное развитие античных государств, искусства, науки стало возможным благодаря

системе рабства, которое предоставило человеку время для занятий

Философ, который считается основателем даосизма, –

Лао – Цзы

Форма правления, при которой существует бюрократическая монархия со строго централизованным и многочисленным чиновничьим аппаратом, экономической основой которого является государственная собственность на землю, налоги и военную добычу – это

деспотия

Формы управления, которые Аристотель считал “хорошими”: 1) монархия; 2) аристократия; 3)полития

1,2,3

Французский юрист начала 20 в. Л. Дюги является основоположником

солидаризма

Халкедонский собор состоялся в

451 г.

Христианская мораль изложена в

“Нагорной проповеди” Иисуса Христа

Этот мыслитель считал, что до возникновения государства царила “война всех против всех”

Т. Гоббс

Источник

Впервые понятие «средние слои» применительно к обществу начал употреблять еще Аристотель. Он считал, что хребтом социального порядка выступают классы, но не все и не любой, а именно средний класс. Вот кто стабилизирует общество. Два других, полярных, класса, а именно богатая плутократия и пролетариат, расположенные в самой верхней и в самой нижней частях общественной пирамиды, представляют своего рода социальные девиации (отклонения) и им свойственны множество недостатков. Аристократия – это праздный класс, не занимающийся общественно-полезным трудом, но зато вовлеченный в постоянные интриги, козни и борьбу за власть. На социальном дне находится плебс (низшие соц. слои, “простонарод”), который существует за счет государственной помощи, привилегий и отчислений. И его можно называть социальным паразитом. Рабы вообще не включались ни Платоном, ни Аристотелем в общественную структуру, так как к обществу античные философы причисляли только свободное население, прежде всего афинских граждан. Представитель среднего класса – ремесленник, торговец, моряк, воин, земледелец – внимателен к любому новшеству, любому усовершенствованию (и отечественному, и заграничному), способному хоть ненамного повысить производительность и качество продукции.

Если привести в действие указанные выше три условия процветания античного общества у Аристотеля, а именно опора на многочисленный средний класс, привлечение к управлению широких слоев населения и обуздание политических амбиций элиты, мы получим современную ромбовиную форму социальной стратификации: богатых 5-6%, бедных 14-15%, и 80% – средний класс.

Только при таком профиле социальной структуры можно достичь стабильности в обществе. В подобных условиях средний класс выполняет функцию промежуточного звена, которое разъединяет два полюса стратификационной шкалы, не позволяя им конфликтовать между собой. Средний класс разводит по разные стороны две враждебные группировки – класс богатых, в руках которого концентрируются наибольшие богатства, которому завидуют другие слои, и класс бедных, который ничем не обладает, которому никто не завидует, но который, в свою очередь, завидует всем другим слоям общества. Многочисленный средний класс выполняет функцию межклассовой прослойки, которая разводит враждующие стороны и позволяет достичь социальной стабильности. По существу Аристотель 2500 лет назад предвосхитил ту модель, которую сегодня на практике реализует постиндустриальное общество. Это, на мой взгляд, является главным тезисом сочинения Аристотеля о политике применительно к теме реферата. Приведу «ударную» цитату по этому вопросу:

«В каждом государстве есть три части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посредине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина — наилучшее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше. При наличии его легче всего повиноваться доводам разума; напротив, трудно следовать этим доводам человеку сверхпрекрасному, сверхсильному, сверхзнатному, сверхбогатому или, наоборот, человеку сверхбедному, сверхслабому, сверхуниженному по своему общественному положению. Люди первого типа становятся по преимуществу наглецами и крупными мерзавцами. Люди второго типа часто делаются злодеями и мелкими мерзавцами. А из преступлений одни совершаются из-за наглости, другие — вследствие подлости. Сверх того, люди обоих этих типов не уклоняются от власти, но ревностно стремятся к ней, а ведь и то и другое приносит государствам вред. Далее, люди первого типа, имея избыток благополучия, силы, богатства дружеских связей и тому подобное, не желают, да и не умеют подчиняться. И это наблюдается уже дома, с детского возраста: избалованные роскошью, в которой они живут, они не обнаруживают привычки повиноваться даже в школах. Поведение людей второго типа из-за их крайней необеспеченности чрезвычайно униженное. Таким образом, одни не способны властвовать и умеют подчиняться только той власти, которая проявляется у господ над рабами; другие же не способны подчиняться никакой власти, а властвовать умеют только так, как властвуют господа над рабами. Получается государство, состоящее из рабов и господ, а не из свободных людей, государство, где одни исполнены зависти, другие — презрения. А такого рода чувства очень далеки от чувства дружбы в политическом общении, которое должно заключать в себе дружественное начало. Упомянутые же нами люди не желают даже идти по одной дороге со своими противниками. Государство более всего стремится к тому, чтобы все в нем были равны и одинаковы, а это свойственно преимущественно людям средним. Таким образом, если исходить из естественного, по нашему утверждению, состава государства, неизбежно следует, что государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».[5]

Стоит отметить, Аристотель говорил о том, что бедные ни в коем случае не должны быть отстранены от участия в управлении общественной жизнью, что очень актуально сегодня. По существу в нем сконцентрирована формула современной демократии. Государство политически процветает лишь при всеобщем участии граждан в политической жизни. Привлечение к управлению социальных низов открывает им доступ к каналам социальной мобильности, продвижению наверх, дает возможность наиболее одаренным личностям проявить себя и добиться политического успеха во благо общему делу. Средний класс должен рекрутироваться за счет лучших представителей низшего класса. Ему необходима свежая и здоровая кровь. Хуже обстоит дело, если средний класс будет пополняться за счет представителей высшего класса, поскольку для них межклассовый переход означает падение, а не восхождение. Опускаются на ступеньку ниже те, кто не выдержал конкуренции, погряз в разврате и чревоугодии, промотал состояние, вытеснен представителями своего же класса. Короче говоря, таким путем средний класс пополняется наихудшими элементами.

Подводя итог, нужно сказать, что проблема среднего класса (состояния, сословия и т.д.) является ровесницей первых философских размышлений о политике и обществе. Ее популярность переменчива, но в исторической почтенности отказать ей никак нельзя. Этим тема среднего класса обязана «Политике» Аристотеля. Чтобы понять, почему она столь привлекательна на протяжении уже даже не одного тысячелетия, достаточно прочитать соответствующее аристотелевское рассуждение, которое на данный момент является фундаментальной основой современной политики и социологии.

Источник