Аренда лицензии на добычу полезных ископаемых

Аренда лицензии на добычу полезных ископаемых thumbnail

КонсультантПлюс: примечание.

Лицензии, сроки действия которых истекают (истекли) с 15.03.2020 по 31.12.2020, продлены на 12 месяцев (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440).

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 11

Арбитражные споры:

– Соискатель лицензии оспаривает отказ в ее выдаче

Споры в суде общей юрисдикции:

– Организация (должностное лицо, ИП, гражданин) обжалует привлечение к ответственности за пользование недрами без лицензии либо с нарушением ее условий и (или) требований технического проекта

Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом “О соглашениях о разделе продукции” и законодательством Российской Федерации о недрах.

(часть вторая введена Федеральным законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ)

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

(часть третья в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

(см. текст в предыдущей редакции)

Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Часть шестая утратила силу с 1 марта 2015 года. – Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Открыть полный текст документа

Источник

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 12

– Организация оспаривает предписание об устранении нарушений лицензионных требований

– Обладатель лицензии оспаривает отказ внести изменения в лицензию (реестр лицензий)

Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:

1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;

2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

3) указание границ участка недр, предоставляемого в пользование;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 222-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

(в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

7) согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), предельный объем накопленной добычи полезных ископаемых, установленный в соответствии с проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, согласованной и утвержденной в порядке, предусмотренном статьей 23.2 настоящего Закона, указание собственника добытого полезного ископаемого, а также попутных полезных ископаемых (при наличии);

(см. текст в предыдущей редакции)

8) сроки представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения);

(п. 8 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 205-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1) условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев);

(п. 9.1 введен Федеральным законом от 26.07.2010 N 186-ФЗ)

10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.

(часть третья введена Федеральным законом от 02.01.2000 N 20-ФЗ)

Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ)

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Открыть полный текст документа

Источник

Аренда лицензии на добычу полезных ископаемых

Âèíîãðàäîâà Ñâåòëàíà, äèðåêòîð êîìïàíèè Þðíåäðà

Ðàçâåäêà è äîáû÷à ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ íåâîçìîæíà áåç ïðèîáðåòåíèÿ
ïðàâ íà çåìåëüíûé ó÷àñòîê. Ïðàâî íåäðîïîëüçîâàíèÿ íåïîñðåäñòâåííî âûòåêàåò èç
ïðàâà íà çåìåëüíûé ó÷àñòîê. Íåäðîïîëüçîâàòåëü âûñòóïàåò ñóáúåêòîì îäíîâðåìåííî
äâóõ ñàìîñòîÿòåëüíûõ ïðàâ – íåäðîïîëüçîâàíèÿ è çåìëåïîëüçîâàíèÿ. Ïðè âñåé
ñâÿçàííîñòè ýòè ïðàâ íà ïðàêòèêå âîçíèêàþò ñëîæíûå ñèòóàöèè è ïðàâîâûå êîëëèçèè.

Ïðàâî íåäðîïîëüçîâàíèÿ íå ñîçäàåò àâòîìàòè÷åñêè ïðàâà
íà çåìåëüíûé ó÷àñòîê, à ïîáåäà íà àóêöèîíå è ïîëó÷åíèå ëèöåíçèè íà íåäðîïîëüçîâàíèå – ëèøü îñíîâàíèå
äëÿ îôîðìëåíèÿ çåìëè. Âàæíî îòìåòèòü, ÷òî, íà ïðàêòèêå, Ðîñíåäðà íå îêàçûâàþò ïîääåðæêè ïîáåäèòåëþ àóêöèîíà ïðè îôîðìëåíèè ïðàâ íà çåìëþ. Â çàêîíîäàòåëüñòâå íå óñòàíîâëåíû ãàðàíòèè çàùèòû ïðàâ ïîëüçîâàòåëåé íåäðàìè ïåðåä ñîáñòâåííèêàìè
èëè èíûìè òèòóëüíûìè âëàäåëüöàìè çåìëè. Ïðîáëåìàì óðåãóëèðîâàíèÿ âîïðîñîâ ïîëüçîâàíèÿ
çåìëè ìåæäó ïðàâîîáëàäàòåëåì çåìåëüíîãî ó÷àñòêà è íåäðîïîëüçîâàòåëåì ïîñâÿùåíà
ýòà ñòàòüÿ.

Ñîáñòâåííèêè, âëàäåëüöû çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ èìåþò
ïðàâî, ïî ñâîåìó óñìîòðåíèþ (ñâîáîäíî è áåñïëàòíî), â ãðàíèöàõ ïðèíàäëåæàùåãî
çåìåëüíîãî ó÷àñòêà îñóùåñòâëÿòü áåç ïðèìåíåíèÿ âçðûâíûõ ðàáîò äîáû÷ó îáùåðàñïðîñòðàíåííûõ
ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, è ñòðîèòåëüñòâî ïîäçåìíûõ ñîîðóæåíèé äëÿ ñâîèõ íóæä
(ãëóáèíîé äî 5ì), à òàêæå ïðîèçâîäèòü  óñòðîéñòâî
è ýêñïëóàòàöèþ áûòîâûõ êîëîäöåâ è ñêâàæèí íà ïåðâûé âîäîíîñíûé ãîðèçîíò ñ îáúåìîì
èçâëå÷åíèÿ äî 100 ì3 â ñóòêè,  íå
ÿâëÿþùèéñÿ èñòî÷íèêîì öåíòðàëèçîâàííîãî âîäîñíàáæåíèÿ (ñò. 19 Çàêîíà ÐÔ «Î
íåäðàõ»). Ëþáûå äðóãèå âèäû íåäðîïîëüçîâàíèÿ òðåáóþò ïîëó÷åíèÿ ëèöåíçèè íà íåäðà.

Îäíàêî, ïîëó÷åíèå ëèöåíçèè íà ïðàâî ïîëüçîâàíèÿ íåäðàìè – ýòî ïåðâûé øàã ê îñâîåíèþ ïåðñïåêòèâíîãî ó÷àñòêà. Êðîìå òîãî, â ôîðìóëèðîâêàõ çàêîíîäàòåëüñòâà íå ÿñíî, ÷òî íóæíî ñäåëàòü ðàíüøå îôîðìèòü ïðàâà íà çåìëþ èëè ïîëó÷èòü ëèöåíçèþ íà íåäðà. Âðîäå áû î÷åâèäíî, ÷òî ñíà÷àëà ïðåäîñòàâëÿåòñÿ ëèöåíçèÿ, à ïîòîì îôîðìëÿþòñÿ ïðàâà íà çåìëþ. Íî â  ï.4 ñò. 12 ÔÇ “Î íåäðàõ”, óêàçàíî, ÷òî ëèöåíçèÿ äîëæíà ñîäåðæàòü óêàçàíèå íà ãðàíèöû çåìåëüíîãî ó÷àñòêà, êîòîðûé âûäåëåí äëÿ âåäåíèÿ ðàáîò, ñâÿçàííûõ ñ ïîëüçîâàíèåì íåäðàìè.

Ïåðåä íà÷àëîì ãåîëîãîðàçâåäî÷íûõ ðàáîò
íåäðîïîëüçîâàòåëü äîëæåí ïîëó÷èòü ðÿä äîïîëíèòåëüíûõ ðàçðåøåíèé è ñîãëàñîâàíèé,
áåç êîòîðûõ îí íå ìîæåò ïðèñòóïèòü ê ïîèñêó, îöåíêå, ðàçâåäêå èëè äîáû÷å
ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ.

Âèäû òàêèõ ðàçðåøèòåëüíûõ äîêóìåíòîâ ìîæíî
ðàçäåëèòü íà äâå ãðóïïû. 

Ïåðâàÿ ãðóïïà ñâÿçàíà ñ ïîëó÷åíèåì ðàçðåøåíèé íà
ïîëüçîâàíèå íåäðàìè, à âòîðàÿ ñ ïîëüçîâàíèåì çåìåëüíûì ó÷àñòêîì.

Ðàçðåøåíèå íà ïðîâåäåíèå ðàáîò â öåëÿõ íåäðîïîëüçîâàíèÿ
çàâèñèò îò òîãî, ê êàêîé êàòåãîðèè çåìëè îòíîñèòñÿ çåìåëüíûé ó÷àñòîê (äî
ïåðåâîäà), è òðåáóåòñÿ ëè íàðóøåíèå ïîâåðõíîñòíîãî ñëîÿ çåìëè â ïðîöåññå
ïðîâåäåíèÿ ðàáîò.

Äëÿ ïîëüçîâàíèÿ íåäðàìè íåîáõîäèìî:

– îôîðìëåíèå ãåîëîãè÷åñêîãî îòâîäà (äëÿ
ïðîâåäåíèÿ ãåîëîãîðàçâåäî÷íûõ ðàáîò);

– îôîðìëåíèå ãîðíîãî îòâîäà (äëÿ äîáû÷è ïîëåçíûõ
èñêîïàåìûõ);

– ñîñòàâëåíèå è ñîãëàñîâàíèå òåõíè÷åñêîãî
ïðîåêòà è èíîé ïðîåêòíîé äîêóìåíòàöèè ïî îñâîåíèþ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ.

Äëÿ ïîëüçîâàíèÿ çåìåëüíûì ó÷àñòêîì äîëæíî áûòü îôîðìëåíî:

– ïðàâî ñîáñòâåííîñòè èëè ïðàâî àðåíäû íà
çåìåëüíûé ó÷àñòîê èëè çàðåãèñòðèðîâàí ñåðâèòóò;

– ïðîâåäåíà  ýêîëîãè÷åñêàÿ ýêñïåðòèçà (â
óêàçàííûõ çàêîíîì ñëó÷àÿõ).

Îäíèì èç îñíîâíûõ âîïðîñîâ íåäðîïîëüçîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ
îôîðìëåíèå ïðàâ íà çåìåëüíûé ó÷àñòîê íàä ó÷àñòêîì íåäð.  ñîîòâåòñòâèè ñ
ïðåäûäóùåé ðåäàêöèåé ñò.11 ÔÇ «Î íåäðàõ» ïðåäîñòàâëåíèå ëèöåíçèé íà ïîëüçîâàíèå
íåäðàìè îñóùåñòâëÿåòñÿ ïðè íàëè÷èè ïðåäâàðèòåëüíîãî ñîãëàñèÿ îðãàíà óïðàâëåíèÿ
çåìåëüíûìè ðåñóðñàìè èëè ñîáñòâåííèêà çåìåëü íà îòâîä ñîîòâåòñòâóþùåãî
çåìåëüíîãî ó÷àñòêà äëÿ öåëåé íåäðîïîëüçîâàíèÿ. Îäíàêî â äåéñòâóþùåé ðåäàêöèè çàêîíà
îñòàëàñü ëèøü îòñûëêà ê çåìåëüíîìó çàêîíîäàòåëüñòâó áåç óêàçàíèÿ íà îñîáåííîñòè
ïðîöåäóðû èçúÿòèè çåìëè äëÿ öåëåé íåäðîïîëüçîâàíèÿ. Òàê, îòâîä çåìåëüíîãî
ó÷àñòêà è îôîðìëåíèå çåìåëüíûõ ïðàâ íåäðîïîëüçîâàòåëÿ ïðîèçâîäÿòñÿ â îáùåì
ïîðÿäêå, ïðåäóñìîòðåííîì çåìåëüíûì çàêîíîäàòåëüñòâîì.

Ïîëó÷åíèå
ïðàâ íà çåìëþ çàâèñèò îò òîãî â ÷üåé ñîáñòâåííîñòè íàõîäèòñÿ ó÷àñòîê, êàêèå
âèäû ðàáîò áóäóò ïðîèçâîäèòüñÿ (ñ ïîâðåæäåíèåì èëè áåç ïîâðåæäåíèÿ ïî÷âåííîãî
ñëîÿ) è îò òîãî êàêîå óñòàíîâëåíî öåëåâîå íàçíà÷åíèå (êàòåãîðèÿ) ó÷àñòêà.

Óñëîâèÿ
ïðåäîñòàâëåíèÿ çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ íàõîäÿùèõñÿ â ãîñóäàðñòâåííîé èëè
ìóíèöèïàëüíîé ñîáñòâåííîñòè óêàçàíû â ñòàòüå 25.1 ÔÇ «Î íåäðàõ». Òàê
èñïîëüçîâàíèå ýòèõ çåìåëü ìîæåò îñóùåñòâëÿòüñÿ áåç ïðåäîñòàâëåíèÿ çåìåëüíûõ
ó÷àñòêîâ è óñòàíîâëåíèÿ ñåðâèòóòîâ íà îñíîâàíèè ðàçðåøåíèÿ îðãàíà
ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè èëè îðãàíà ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ â ïîðÿäêå ñòàòüè 39.2
Çåìåëüíîãî êîäåêñà ÐÔ. Çåìåëüíûé ó÷àñòîê, íàõîäÿùèéñÿ â ãîñóäàðñòâåííîé èëè
ìóíèöèïàëüíîé ñîáñòâåííîñòè è íåîáõîäèìûé äëÿ âåäåíèÿ ðàáîò, ñâÿçàííûõ ñ
ïîëüçîâàíèåì íåäðàìè, ïðåäîñòàâëÿåòñÿ ïîëüçîâàòåëþ íåäð ïîñëå ïîëó÷åíèÿ
ëèöåíçèè íà ïîëüçîâàíèå íåäðàìè è îôîðìëåíèÿ ãåîëîãè÷åñêîãî îòâîäà è (èëè)
ãîðíîãî îòâîäà, à òàêæå ïîñëå óòâåðæäåíèÿ ïðîåêòíîé äîêóìåíòàöèè äëÿ ïðîâåäåíèÿ
ðàáîò.

 îòíîøåíèè çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ, íàõîäÿùèõñÿ
â ÷àñòíîé ñîáñòâåííîñòè â ñîîòâåòñòâèè ñî ñò.25.2 ÔÇ «Î íåäðàõ» äîïóñêàåòñÿ
èçúÿòèå äëÿ ãîñóäàðñòâåííûõ èëè ìóíèöèïàëüíûõ íóæä çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ, â òîì
÷èñëå ëåñíûõ ó÷àñòêîâ, åñëè òàêèå çåìåëüíûå ó÷àñòêè íåîáõîäèìû äëÿ âåäåíèÿ
ðàáîò, ñâÿçàííûõ ñ ïîëüçîâàíèåì íåäðàìè. Çåìåëüíûå ó÷àñòêè,
íåîáõîäèìûå äëÿ ïðîâåäåíèÿ ðàáîò, ñâÿçàííûõ ñ ãåîëîãè÷åñêèì èçó÷åíèåì íåäð è
äîáû÷åé ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, ìîãóò îò÷óæäàòüñÿ äëÿ ãîñóäàðñòâåííûõ íóæä ñ
âîçìåùåíèåì ñîáñòâåííèêàì ýòèõ çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ èõ ñòîèìîñòè ïî ðåøåíèþ
îðãàíîâ èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè.

 íàñòîÿùåå
âðåìÿ â ïðàêòèêå âîçíèêàþò ïðîáëåìû, ñâÿçàííûå ñ èñïîëüçîâàíèåì çåìåëüíûõ
ó÷àñòêîâ ïðè ðàçâåäêå è äîáû÷å ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. 

Âî-ïåðâûõ, ýòî ñëîæíîñòè ñ ïåðåâîäîì çåìåëü â ñëó÷àå, åñëè öåëåâîå íàçíà÷åíèå çåìëè íå ñîîòâåòñòâóåò öåëÿì
íåäðîïîëüçîâàíèÿ. Çåìåëüíîå çàêîíîäàòåëüñòâî âûäåëÿåò ñåìü êàòåãîðèé çåìåëü (ñò.7 Çåìåëüíîãî êîäåêñà ÐÔ). Íàèáîëüøóþ äîëþ â ñòðóêòóðå çåìåëüíîãî ôîíäà Ðîññèè çàíèìàþò çåìëè ëåñíîãî õîçÿéñòâà (áîëåå 60% âñåõ ïëîùàäåé), ê çåìëÿì ñåëüõîçíàçíà÷åíèÿ îòíîñÿòñÿ áîëåå 20% çåìåëü ïî êàäàñòðó. 

Åñëè çåìåëüíûé ó÷àñòîê îòíîñèòñÿ ê êàòåãîðèè, êîòîðàÿ íå ïðåäïîëàãàåò
ïðîâåäåíèå ðàáîò ïî ðàçâåäêå è äîáû÷å ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, òî òðåáóåòñÿ
èçìåíåíèå öåëåâîãî íàçíà÷åíèÿ ó÷àñòêà. Íàïðèìåð, åñëè ìåñòîðîæäåíèå îòêðûòî íà
ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûõ çåìëÿõ, òî îáÿçàòåëåí ïåðåâîä â êàòåãîðèþ çåìåëü ïðîìûøëåííîñòè, ýíåðãåòèêè è òðàíñïîðòà. Òàêæå òðåáóåòñÿ ïîìåíÿòü âèä ðàçðåøåííîãî èñïîëüçîâàíèÿ íà “íåäðîïîëüçîâàíèå”.

Åñëè çåìåëüíûé ó÷àñòîê îòíîñèòñÿ ê çåìëÿì ïðîìûøëåííîñòè, âîäíîãî èëè ëåñíîãî
ôîíäà, òî âîçìîæíî îñâîåíèå ó÷àñòêà áåç èçìåíåíèÿ ïðàâîâîãî ñòàòóñà çåìëè.

 ñëó÷àå åñëè íà ó÷àñòêàõ ëåñíîãî ôîíäà íå ïðåäïîëàãàåòñÿ âûðóáêà ëåñíûõ íàñàæäåíèé è ñòðîèòåëüñòâî îáúåêòîâ, òî äîïóñêàåòñÿ ïðîâåäåíèå ðàçâåäî÷íûõ ðàáîò áåç ïðåäîñòàâëåíèÿ ëåñíîãî ó÷àñòêà.  

Âòîðîé
ïðîáëåìîé ÿâëÿåòñÿ îòñóòñòâèå ÿñíûõ ïðàâèë âûêóïà çåìëè ïðè èçúÿòèè è ïîðÿäîê êîìïåíñàöèè
óáûòêîâ ñîáñòâåííèêîâ. Ïðîöåññ èçúÿòèÿ è îöåíêè çåìëè äîñòàòî÷íî äëèòåëüíûé è ñëîæíûé ïðîöåññ. 

 ñîîòâåòñòâèè ñî ñòàòüåé 25.2 Çàêîíà ÐÔ «Î íåäðàõ» äîïóñêàåòñÿ îñóùåñòâëÿòü èçúÿòèå äëÿ ãîñóäàðñòâåííûõ èëè ìóíèöèïàëüíûõ íóæä çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ, åñëè òàêèå çåìåëüíûå ó÷àñòêè íåîáõîäèìû äëÿ âåäåíèÿ ðàáîò, ñâÿçàííûõ ñ ïîëüçîâàíèåì íåäðàìè.  

Ïîðÿäîê èçúÿòèÿ çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ äëÿ ãîñóäàðñòâåííûõ èëè ìóíèöèïàëüíûõ íóæä óñòàíîâëåí ãëàâîé VII.1 Çåìåëüíîãî êîäåêñà.

Òàê, ñîãëàñíî ï. 2 ñò. 56.2 Çåìåëüíîãî êîäåêñà ðåøåíèÿ îá èçúÿòèè çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ, íåîáõîäèìûõ äëÿ âåäåíèÿ ðàáîò, ñâÿçàííûõ ñ ïîëüçîâàíèåì ó÷àñòêàìè íåäð ìåñòíîãî çíà÷åíèÿ, ïðèíèìàþò óïîëíîìî÷åííûå èñïîëíèòåëüíûå îðãàíû ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè ñóáúåêòîâ ÐÔ.

 ñîîòâåòñòâèè ñ ï. 3 ÷. 1 ñò. 56.4 Çåìåëüíîãî êîäåêñà ñ õîäàòàéñòâîì îá èçúÿòèè çåìåëüíîãî ó÷àñòêà äëÿ ãîñóäàðñòâåííûõ è ìóíèöèïàëüíûõ íóæä âïðàâå îáðàòèòüñÿ îðãàíèçàöèè, ÿâëÿþùèåñÿ íåäðîïîëüçîâàòåëÿìè, â ñëó÷àå èçúÿòèÿ çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ äëÿ ïðîâåäåíèÿ ðàáîò, ñâÿçàííûõ ñ ïîëüçîâàíèåì íåäðàìè. Ôîðìà óêàçàííîãî õîäàòàéñòâà óñòàíîâëåíà ïðèêàçîì Ìèíýêîíîìðàçâèòèÿ Ðîññèè îò 23.04.2015 ¹ 250.

Êîìïàíèÿ Þðíåäðà ñïåöèàëèçèðóåòñÿ íà âîïðîñàõ çåìåëüíîãî ïðàâà è íåäðîïîëüçîâàíèÿ.Íàøè ñïåöèàëèñòû ãîòîâû ïðîêîíñóëüòèðîâàòü ïî ñëîæíûì þðèäè÷åñêèì âîïðîñàì.

Источник

Согласно законодательству РФ, недра являются собственностью государства. Их невозможно купить или унаследовать, принять в дар или использовать в качестве недвижимого залогового имущества.

Но вполне реально получить у государства эксклюзивное право на исследование и добычу хозяйственных и производственных ресурсов, залегающих в глубине этих недр. Для этого предпринимателю нужно лишь оформить соответствующие документы.

Основанием для проведения геологических и производственных работ, связанных с исследованием и добычей природных ресурсов, служит государственная лицензия на пользование участком недр.

Она является подтверждением заключенного между предпринимателем и государством соглашения о передаче прав на использование участка недр от одной стороны к другой на определённый срок. Длительность этого срока, а также другие условия договора, перечисляются обычно в текстовых и графических приложениях, которые являются неотъемлемой частью лицензионного соглашения.

Виды лицензии

Сколько существует способов использования земных недр, столько и видов лицензий. Государством выдаются документы, разрешающие гражданину:

Проводить геологические исследования недр. В этом случае предприниматель имеет право вести поиск месторождений полезных ископаемых и оценивать их предполагаемые объёмы. Изучение объектов земной коры, которые могут использоваться для эксплуатации и возведения подземных сооружений, функционально не связанных с добычей ресурсов, также относится к этому типу лицензирования. Лицензия на геологическое изучение недр не даёт права на детальную разведку месторождений. Разрешается изучать только те виды ископаемых, которые перечислены в приложении к документу.

Добывать полезные ископаемые. Владелец этой лицензии получает право на разведку и добычу природных ресурсов, а также на переработку отходов производства в пределах предоставленного ему компетентными органами горного отвода. Геологическое исследование недр может проводиться предпринимателем без оформления дополнительной лицензии, но с согласия экологического контроля и органов горного и санитарного надзора.

Строить и эксплуатировать сооружения, не предназначенные для добычи и разведки природных ресурсов. Это могут быть, например, объекты для хранения нефтепродуктов и газа, сброса хозяйственных вод, захоронения токсичных отходов производства и т. д.

Заниматься организацией образования особо охраняемых государством объектов, которые имеют важное научное, лечебно-оздоровительное, эстетическое, культурное или иное значение. К ним относятся учебные полигоны, экологические и геологические заповедники, природные памятники и т. д.

Лицензии на право добычи и разведки природных ресурсов, строительство сооружений и образование охраняемых объектов выдаются только на те участки земных недр, которые прошли официальную экспертизу.

В каких случаях нужно приобретать и кто может получить?

Получение лицензии на недропользование понадобится вам, если:

  • собираетесь начать бизнес, связанный с добычей и исследованием месторождений полезных ископаемых;
  • необходим участок для возведения подземных сооружений, предназначенных для захоронения производственных отходов, хранения ресурсов и т. д.;
  • предприятию нужен собственный источник водоснабжения. Подземные воды являются таким же природным ресурсом, как нефть или газ. Поэтому для их добычи и использования в коммерческих целях необходимо наличие лицензии;
  • занимаетесь организацией природного заповедника, научно-исследовательского полигона, оздоровительной зоны и т. д.

Если общераспространённые полезные ископаемые, расположенные на территории земельного участка, планируется использовать в хозяйственных (некоммерческих) целях, то его владельцы и арендаторы могут делать это без оформления лицензии.

Стать пользователем недр и получить государственную лицензию соответствующего образца могут:

  • индивидуальные предприниматели;
  • участники простого товарищества (без образования юр. лица);
  • юридические лица, созданные гражданами РФ самостоятельно или с привлечением иностранных инвестиций.

Если для реализации некоторых видов деятельности, тесно связанных с использованием земных недр, необходима отдельная лицензия (ведение работ по добыче и захоронению радиоактивных и высокотоксичных веществ и т. д.), потенциальный пользователь обязан предварительно получить и её.

Какие требования предъявляются, в какие органы обращаться?

Лицензии на недропользование выдаются обычно в конкурсном или аукционном порядке. Вне конкурса документ может быть выдан предпринимателю в исключительных случаях на основании решения специальной комиссии, созданной федеральным органом управления госфондом недр. В её состав должны также входить представители действующей исполнительной власти региона РФ.

Чтобы участвовать в конкурсе или аукционе, предприниматель должен своевременно подать заявку и представить конкурсной комиссии все необходимые документы, указанные в сопроводительном списке к официальному объявлению о проведении мероприятия.

При конкурсной системе выдачи лицензии победителем признаётся участник, предложение которого признано комиссией наиболее экономически выгодным и соответствующим всем технологическим и экологическим требованиям. При аукционной – участник, предложивший наибольшую сумму за право использования недр.

Лицензии на недропользование выдаются Министерством экологии и природных ресурсов РФ. Отвечает за этот процесс Федеральное агентство по вопросам недропользования (Роснедра). Как правило, в процессе организации конкурса или аукциона по выдаче лицензии участвуют также представители исполнительной власти регионов и областей РФ.

Если речь идёт о лицензировании права на разработку месторождений федерального значения, к оценке заявки подключается Правительство РФ. Разрешение на эксплуатацию и строительство подземных сооружений для осуществления деятельности, не связанной с добычей природных ресурсов, принимается после согласования с Госгортехнадзором.

Какие нужны документы?

Для участия в конкурсе нужно, прежде всего, заполнить заявку. В ней должна быть указаны следующие сведения:

  • о заявителе (место основной коммерческой деятельности предприятия, хозяйственные взаимоотношения с производственными и финансовыми партнёрами и т. д.);
  • о владельцах компании-заявителя, составе руководства и представителях на аукционе/конкурсе;
  • о финансовых возможностях компании-заявителя, которые бы подтверждали её способность выполнить намеченный план работ;
  • о научно-технической базе предприятия и о технологических возможностях подрядчиков, если они будут привлекаться компанией для реализации указанного ею проекта;
  • о предыдущих проектах заявителя. Обязательная составляющая – список государств, в которых компания осуществляла коммерческую и/или производственную деятельность в течение 5-ти последних лет;
  • проект пользования недрами, разработанный компанией-заявителем, включающий в себя конкретные предложения по его реализации.

К заявке нужно приложить заверенные печатью организации или нотариально копии следующих документов:

  • свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юр. лиц компании-заявителя;
  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • свидетельства о регистрации (или перерегистрации) организации;
  • справки из налоговой о постановке на учёт и уплате платежей всех уровней;
  • устава предприятия;
  • бухгалтерского баланса компании-заявителя (как за год, предшествующий подаче заявки, так и за последний отчётный период). Баланс должен быть принят налоговыми органами и содержать соответствующие отметки.

Более подробно ознакомиться со списком документов в каждом конкретном случае можно, изучив официальное объявление о проведении аукциона или конкурса по предоставлению лицензии на недропользование. Размещается оно обычно на государственном сайте, посвящённом проведению торгов в отношении муниципального и федерального имущества (www.torgi.gov.ru).

Отказ в приёме заявки

Предпринимателю могут отказать в приёме заявки на участие в аукционных торгах или конкурсе на получение лицензии на пользование недрами, если:

  • заявка подана с нарушением установленных законодательно требований, её содержание не соответствует условиям торгов;
  • заявитель не может доказать наличие у него необходимых технических и финансовых средств для реализации проекта;
  • заявитель пытался обмануть конкурсную комиссию, предоставляя о себе неверные сведения;
  • передача заявителю права на пользование недрами нарушает антимонопольное законодательство РФ;
  • заявитель не отвечает всем требованиям, предъявленным к конкурсантам на основании условий проведения торгов.

Механизм выдачи и сроки

Порядок получения лицензии на недропользование следующий:

  1. Правительством РФ или администрацией субъекта РФ, при участии Федерального агентства по вопросам недропользования, принимается решение о проведении конкурса либо аукциона по выдаче лицензии на пользование недрами.
  2. Объявление об этом решении размещается на официальном сайте по проведению торгов в отношении муниципального и федерального имущества (за 90 дней – до даты конкурса, за 45 дней – до даты аукциона).
  3. Участники заполняют заявки и представляют комиссии необходимую документацию.
  4. Проводится аукцион или конкурс. Если мероприятие признано состоявшимся, в течение 30 дней принимается решение об официальном утверждении его результатов. Победитель торгов получает лицензию на добычу недр.

Лицензия на пользование недрами предоставляется:

  • на 5 лет – при проведении исследовательских геологических и геолого-физических работ;
  • на 7 лет – при проведении исследовательских геологических и геолого-физических работ в границах Республики Саха, Красноярского края, Камчатского края, Хабаровского края, Магаданской, Сахалинской и Иркутской областей, Ямало-Ненецкого АО;
  • на 10 лет – при проведении геологического исследования недр континентального шельфа и внутренних морских вод;
  • на 25 лет – для добычи и использования подземных вод;
  • на время полной отработки месторождения – для добычи полезных ископаемых;
  • бессрочно – для эксплуатации и строительства сооружений, расположенных под землёй и по своему назначению не связанных с добычей природных ресурсов, для образования особо охраняемых государством объектов, для размещения в пластах попутных вод и вод для технологических нужд, и т. д.

Срок действия соглашения может продлеваться недропользователем при необходимости завершения разработки или оценки месторождений, если во время проведения работ он не допускал нарушения условий соглашения.

Лицензия на право пользования недрами считается действительной с момента официальной государственной регистрации.

Стоимость

За оформление и использование документа предприниматель выплачивает следующие платежи:

  • единовременный сбор за участие в аукционных торгах или конкурсе. Вносится всеми заявителями, является одним из обязательных этапов регистрации заявки. Сумма определяется Федеральным агентством (Роснедра) для каждого конкретного случая;
  • разовые платежи за использование недр. Не менее 10% от величины налога на добычу природных ресурсов (не менее 5%, если речь идёт о разработке газовых и нефтяных месторождений). Окончательная сумма по результатам конкурса или аукциона фиксируется в лицензии;
  • регулярные платежи за использование недр. Расчёт суммы проводит Федеральное агентство по недропользованию. Ставка устанавливается за 1 км² площади разрабатываемого участка.

Если лицензия на использование недр оформляется предпринимателем вне конкурса или аукциона, он оплачивает установленную законодательством пошлину. Так, получение лицензии на воду обойдётся компании в 6 000 рублей. Оформление сопроводительной документации также потребует дополнительных финансовых вложений, размер которых варьируется от случая к случаю.

Наказание за использование недр без лицензии

За нарушение условий использования земных недр законодательством предусматривается административная ответственность. Сумма штрафа за отсутствие лицензии:

  • для гражданских лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 800 тыс. рублей до 1 млн. рублей.

Сумма штрафа за нарушение условий, предусмотренных лицензией и техническим проектом:

  • для гражданских лиц – от 2 тыс. рублей до 3 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 20 тыс. рублей до 40 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.

Можно заняться оформлением лицензии на пользование недрами самостоятельно, подключив к этому процессу штатных сотрудников предприятия. А можно – делегировать выполнение задачи сторонней юридической компании. Какой способ выбрать в вашем случае, решать вам. Но не забывайте, что подготовка документов, заполнение заявки и участие в конкурсе или аукционных торгах – процесс сложный и хлопотный. Если штатные юристы уже нагружены работой, с лицензированием они могут не справиться.

Вести разработку или исследование месторождений полезных ископаемых без лицензии – себе дороже. Вместе со штрафом вам будут предъявлены иски о возмещении государству убытков, причинённых вашей компанией во время незаконного использования недр. Поэтому не экономьте на лицензии. И не откладывайте процесс оформления заявки на последний момент: чем позже вы подадите документы, тем сложнее будет получить одобрение комиссии.

Источник