93 волшебные и полезные сказки избавят от 38 детских проблем
О целебной силе слова рассказывает детский писатель, настоящий мастер сказок, создатель проекта «Сказкотерапия на каждый день» и мама двоих очаровательных мальчиков Татьяна Куриленкова.
Сказкотерапия возникла в качестве направления психотерапии и зарекомендовала себя как очень эффективный метод. Скоро терапевты стали применять его в воспитании собственных детей, потому что поняли: таким образом можно решать очень широкий спектр бытовых проблем.
Ребенок не хочет чистить зубы — придумаем сказку, которая поможет ему осознать важность гигиены; не хочет учиться — сочиним историю, которая объяснит, зачем это нужно.
Сегодня сказкотерапия становится все более популярной, а сочинение терапевтических историй доступно всем. Это не очень сложно, вы обязательно поймете, как они устроены, когда почитаете пару примеров.
Что такое терапевтическая сказка?
Терапевтическая сказка дает возможность любой жизненный опыт, который мы хотим передать ребенку, представить в форме увлекательной истории. В такой форме ребенку проще переварить любую информацию, но есть и другие факторы, которые делают метод эффективным.
Когда вы читаете ребенку сказку, вы общаетесь на равных. Здесь нет учителя и ученика, нет советника и того, кто принимает совет. Положа руку на сердце, давайте спросим себя: нравится ли нам, когда нам дают советы, особенно непрошеные? Если мы не просили, а нас начинают поучать?
Опыт, который заложен в сказках, не воспринимается как ваше наставление, ребенок воспринимает его как собственное достижение. Свое озарение он скорее захочет применить в жизни и увидеть, как это работает.
Как работает терапевтическая сказка?
На примере книжки «Сладких снов» расскажу о том, сколько полезного может быть заложено в терапевтической сказке. Эта история создана для деток, которых мучают ночные кошмары, и у меня есть примеры из практики, когда одна она смогла решить эту достаточно сложную проблему. Как устроена эта сказка?
- Героиня сказки, маленькая девочка, видит страшные сны, плохо спит, постоянно просыпается. В какой-то момент, проснувшись, она слышит плач и обнаруживает на подушке маленького растроенного гномика. Оказывается, под подушкой у каждого ребенка живет гномик, который приносит ему сны! Гномик говорит девочке, что он очень старается придумать для нее сны, которые ее бы порадовали. Девочка очень удивляется и отвечает, что ей совсем не нравятся страшные монстры и драконы. Гномик недоумевает: раньше он жил у мальчика, который любил фантастические сны про драконов, а когда мальчик вырос, гномик переселился под подушку к девочке и стал нашептывать ей те же истории. Гномик предлагает решение: каждый вечер перед сном девочка будет рассказывать, что ей хотелось бы увидеть во сне. Так и договорились, и отныне гномик посылал ей только самые сладкие и счастливые сны.
- Во-первых, сказка транслирует очень успокоительную мысль о том, что кошмары — это решаемая проблема. Нет никакого злого источника или могущественной силы, которые посылают ребенку эти сны. Наоборот, никто не хочет, чтобы он видел плохие сны, это лишь результат какого-то недоразумения, которое можно устранить.
- В сказке дается действенный метод избавления от ночных кошмаров, который применяется на практике. Один из самых эффективных приемов — как следует настроиться хороший сон. Ребенок придумывает сюжет своего счастливого сна, засыпает в мыслях о нем, и в результате ему снится что-то похожее.
- В книжке достаточно веселые иллюстрации — это специальный психологический прием, когда страшное превращается в смешное.
Как придумать свою сказку?
- Мы можем заложить в сказку абсолютно любую идею — например, о том, что позитивное взаимодействие с миром является более действенным, чем негативное. Часто родители сталкиваются с этим: ребенок хочет внимания, и первое, что ему приходит в голову, — это добиться своего с помощью слез, капризов, истерик. Сказкой мы можем объяснить малышу, что можно просто подойти и обнять родителей вместо того, чтобы начинать плакать и закатывать скандалы.
- Самую важную мысль лучше всего вложить в уста персонажа, который вызывает у ребенка уважение. Тогда мы особенно выделим главную мысль.
- Часто сказки начинаются с нарушения каких-то запретов: кто-то что-то делает неправильно, и его поступок имеет ошеломляющие последствия. И чем более они поразительные, тем увлекательнее сюжет сказки, тем интереснее наблюдать, как герой будет исправлять свою ошибку. Так вот сказка дает возможность использовать гиперболу и преувеличить негативные последствия от неправильного поступка. Мы убиваем сразу двух зайцев: делаем историю интереснее для ребенка и усиливаем отрицательное значение плохого поступка. Но гипербола обязательно должна быть обоснована сюжетом и сказочностью, иначе доверия к этой сказке у ребенка не будет.
Книжки с полезными сказками Татьяны Куриленковой можно полистать здесь.
Читайте также:
Ребенок дерется, обзывается, грубит — как справиться и не сделать хуже;
Чек-лист для родителей: что должен уметь дошкольник и как легко обучить его дома?;
Даже самые внимательные родители часто забывают о важном аспекте воспитания
Что такое сказкотерапия? Мы с детства привыкли к сказкам. Нам читали их перед сном или когда мы болели. Это неотъемлемая часть жизни каждого из нас, но как будто она осталась немного в прошлом. Во взрослой жизни сказки чаще всего появляются снова только тогда, когда мы начинаем их читать уже своим детям. Тогда мы как-то по-новому иногда смотрим на сюжеты и героев, всё это видится уже с иной стороны. И мы начинаем задумываться над теми смыслами, которые несут эти сказки в совсем ещё юные умы. Ведь это такой потрясающий инструмент, который совершенно незаметно встраивает в наши головы какие-то сценарии, установки и убеждения… В этой статье специально для CogniFit (“КогниФит”)психолог Вероника Семенцова расскажем вам о том, что такое сказкотерапия и как сказки используются в коррекционной работе.
Сказкотерапия. Фото Erick Zajac, Unsplash
Восприятие сказки как некоего инструмента уже давно живёт в психологии и активно используется. Но взрослому человеку зачастую нелегко поверить в то, что прочно ассоциированные с детством сказки могут помочь в решении каких-то серьезных насущных проблем. Но не стоит сбрасывать сказки со счетов — они и в преклонном возрасте могут принести нам пользу и удовольствие. Но, как это правильно применяется, конечно, стоит разобрать подробнее.
Что такое сказкотерапия?
В психологии для лечения души сказками существует отдельный термин – сказкотерапия. Само слово кажется понятным – сказка плюс терапия. То есть сказка играет роль лекарства, влияющего на психическое здоровье человека.
Происходит это из-за того, что изначально сказки являлись своеобразными агрегаторами народной мудрости. Там очень четко всегда прослеживались причинно-следственные связи, понятно, какие поступки к каким последствиям привели. Там есть понимание добра и зла, есть ориентиры, по которым человек должен был научиться разделять их и в реальной жизни. В сказках описано множество жизненных сценариев, и, читая их, люди получали доступ к этой «базе данных» и могли выбрать то, что им близко. Некоторые сценарии актуальны и до сих пор, и их применяют в терапии, но очень редко. В большинстве случаев пишутся новые сказки, которые больше адаптированы к современной реальности и условиям жизни. Но сам посыл, заложенный в сказку, остается.
В очень мягкой и завуалированной форме сказка несёт в себе примеры того, что происходит с нами в жизни, и того, как можно с этим справиться. Такое воздействие не вызывает сопротивления психики, так как не несёт в себе явных директивных указаний, а просто дает возможность увидеть новое.
Эти особенности сказок сохранились и по сей день. Но теперь из сказки можно не только узнать, как бывает и что делать. С её помощью можно также «выгрузить» из самой глубины своего подсознания запутанные мысли и чувства. Это делает их не только видимыми, но и понятными, а следовательно, приносит облегчение.
Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Или мозг вашего ребёнка? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.
Инновационный общий когнитивный тест: проверьте, как работает ваш мозг
Сказкотерапия: когда и с кем можно работать через сказки?
Применение сказок в терапии может быть очень широким. Чаще, конечно, их используют для работы с детьми. Но на практике можно увидеть, как отлично работают сказки в терапии со взрослыми людьми, уставшими от правил, норм, моралей и обыденности.
Кроме того, сказка может быть и коллективной работой. Тогда она прекрасно показывает связи между людьми в группе, даёт им возможность увидеть и понять взгляды друг друга и может стать объединяющим группу результатом общего творчества.
Но если вернуться к индивидуальной работе, то стоит отметить, что сказки отлично подходят для работы со страхами, с поиском решения той или иной ситуации, с созданием картины будущего, с комплексами и осознанием своей текущей роли в жизни, с проблемами в общении.
Но это далеко не всё: сказка может также просто успокоить и расслабить, а может воздействовать на личностные установки через ассоциации, которые даже остаются неосознанными. Для детей это служит еще и отличным механизмом для развития креативности, творческого видения.
Какие бывают сказки?
Очень многие ученые пытались как-то классифицировать сказки, выделяя из них сказки с животными, волшебные, бытовые и прочее. Есть даже одно очень любопытное исследование про морфологию сказок, оно как-то очень ясно показывает из чего должна состоять каждая сказка вне зависимости от её типа. Но для терапевтических сказок существует своя отдельная типология. Она скорее говорит нам о том, для чего каждая конкретная сказка может быть использована.
Можно начать с медитативной сказки. Она призвана привести человека к состоянию покоя и расслабления. В ней может не быть морали, разделения на добро и зло и чётких выводов. Она должна быть просто красивой, эмоциональной, мотивирующей. Её стоит рассказывать и слушать для расслабления, может быть перед сном или в начале сеанса. Она может служить и для погружения в транс, в котором человек соотнесётся со своим подсознанием и решит что-то важное для себя. Сама по себе сказка при этом не влияет ни на какие личностные установки в отличие, например, от психологической сказки. Узнайте ещё больше о том, как расслабиться, когда что-то тревожит.
Психологические сказки обычно имеют автора и содержат какое-то послание, заложенное в текст при помощи метафор. Этот метафорический образ мягко может повлиять на личность слушателя.
Но более действенной в конкретных ситуациях может быть психокоррекционная сказка. Она может напрямую по сюжету перекликаться с проблемой, над которой работает клиент. Опять же, задача заключается в очень мягком воздействии и донесении вариантов действий или развития событий. Клиент может и не воспринять то решение, которое предлагает сказка, тогда важно, чтобы он при помощи психолога нашел свой успешный конец для такой сказки.
Существует и ещё более глубокий тип сказок – это как раз психотерапевтические сказки. Они могут опираться на притчи или религиозные мотивы, могут нести в себе глубинные архетипы. Такие сказки как раз и дают максимальную поддержку, надежду и опору. В них много мудрости. И это помогает справиться даже с травматическим опытом клиентов.
Для детей также существует ещё дидактический тип сказок. Их задача больше похожа на обучение. Мы сейчас часто можем наблюдать это в виде коротких детских мультиков, которые рассказывают детям, как правильно чистить зубы или переходить дорогу.
Как работает сказкотерапия? Фото Daniel Kempe, Unsplash
Особенности работы со сказками в разном возрасте
Начинать использовать сказки можно уже с 2-х лет. Для совсем маленьких детей это большая поддержка при адаптации к новому коллективу в саду. Сказки помогут научиться самостоятельно справляться без родителей и с эмоциями, и с общением. Для старших дошкольников и младших школьников к этому добавляется ещё развитие творческих способностей, памяти, целеполагание и прояснение причинно-следственных связей. Дети обычно легко идут в работу со сказками, их это увлекает и радует.
Другое дело, когда речь идёт о подростках. С одной стороны, в таком возрасте много проблем, которые хорошо могли бы быть решены через сказки. Но с другой стороны, подростки далеко не всегда готовы работать со сказками. Отделение себя от мира маленьких детей может препятствовать такой работе. Тогда можно попробовать назвать это не сказкой, а притчей или просто историей. Но надо быть готовым и к тому, что метод работы придётся выбрать другой.
Со взрослыми людьми чётких правил работы в сказкотерапии не определено, поэтому всё происходит индивидуально, в соответствии с запросом клиента.
Как работает сказкотерапия?
Остаётся всё равно вопрос, как, собственно, происходит эта работа со сказками. Вариантов существует несколько.
Можно работать с уже имеющимися сказками. Самым простым способом взаимодействия тогда является пересказ. Человек неосознанно максимально подробно и ярко будет описывать именно те моменты сказки, которые тронули его больше всего. Там и стоит искать материал для дальнейшей терапии. Кроме того, клиент может делать иллюстрации к тем эпизодам, которые его впечатлили больше всего. Это работает и как диагностика, и как коррекция, так как рисунок всегда можно привести к такому состоянию, чтобы он нравился, приносил положительные эмоции. Даже если изначально сюжет тревожил клиента.
Также по уже рассказанной сказке можно сделать кукольную постановку. В этом задании опять же можно обратить внимание на то, какие моменты клиент подчеркивает для себя, как наиболее яркие и значимые.
Даже чтение сказки по ролям вместе с психологом может дать немало пищи для размышлений, ведь человек сам выбирает себе героя и сам даёт эмоциональную окраску его поведения.
И, разумеется, ещё остается просто разговор по сюжету сказки. Сказка подбирается в соответствии с темой запроса, и психолог задаёт вопросы, чтобы рассмотреть эту сказочную ситуацию со всех сторон, увидеть и плюсы, и минусы, разные причинно-следственные связи.
Остается ещё один прекрасный способ работы со сказками, когда человек пишет сказку сам. В этот момент используется максимум творческой энергии. Человек сам сначала описывает завязку сказки, в соответствии со своей ситуацией, а потом придумывает решение. Прелесть в том, что в сказке можно всё. И иногда именно этот фактор помогает преодолеть внутренние барьеры и придумать решение. Потом сказочное решение переносится на реалии. Это может происходить не сразу, иногда требуется время, чтобы метафору перевернуть обратно в жизнь, но главное, что внутри уже есть знание о том, что ситуация имеет решение.
Эффективность сказок. Фото Dollar Gill, Unsplash
Эффективность сказок
В психотерапии редко изолированно применяется какой-то один метод, поэтому сложно собрать чёткую статистику, в каком проценте случаев именно сказки дали положительный результат. Но несомненным является то, что эта работа всегда является для клиентов очень ресурсной. Для детей это просто родная стихия, а для взрослых — возможность соприкоснуться со своей детской частью и немного отдохнуть от рутины будней.
А сами сказки до сих пор будоражат умы учёных. Их исследовал Юнг, выявляя наборы архетипов. И многие его последователи, кто анализировал народные сказки, выявляя в них схожие сюжетные линии и психотипы персонажей.
Берн также рассматривал сказки, как отличное подспорье в работе. Ведь именно сказки являются первыми сценариями, которые мы усваиваем ещё с детства и потом можем неоднократно проигрывать в течение жизни, даже не подозревая, откуда у нас такая модель поведения.
Пропп проанализировал множество сказок и выявил морфологическую структуру сказки. Он очень чётко описал, какой может быть состав персонажей, как развиваются события, какие должны быть этапы. Зная эти части сказки, можно легко написать свою сказку о любой жизненной ситуации. И это не только прояснит наше к ней реальное отношение, но и даст ответ, как её решать.
Нам остаётся только пользоваться всеми этими наработками и делать свою жизнь более творческой и интересной.
Спасибо, что прочитали эту статью. А вам приходилось обращаться к специалисту, который работает со сказкотерапией или может быть вы сами являетесь таким специалистом? Расскажите об этом в комментариях.
Каждая мама знает: лучший способ уложить ребёнка спать, успокоить, развеселить или заинтересовать – прочитать ему сказку. При этом далеко не все родители в курсе, что волшебные истории могут выполнять роль не только снотворного и «антидепрессанта», но и психолога. При помощи правильной сказки получится «вылечить» ребёнка от застенчивости или, например, понять причины его плохого поведения.
Несмотря на то, что люди сочиняют волшебные истории многие тысячи лет, сказкотерапия как отдельное направление в психологии появилась относительно недавно – в конце прошлого века. Как и многие другие ноу-хау, этот метод изначально использовали в работе с «особыми» детьми (аутистами, гиперактивными и т. д.). Результаты были потрясающими: психологи при помощи сказкотерапии смогли добиться значительных улучшений в состоянии больных деток. Если метод работает у ребят со сложными психологическими проблемами, то с капризами и страхами вашего крохи справится тем более.
Сказкотерапия – по сути, манипуляции с волшебной историей, которую ребёнок должен не просто выслушать или прочитать, а переделать, дописать на свой лад, разыграть по ролям, объяснить причины поведения того или иного персонажа. Из-за того что малыш будет наделять сказочных героев своими переживаниями, на свет вылезут все его обиды и комплексы, которые до этого момента прятались в потаённых уголках души. Поняв, что конкретно терзает, волнует и расстраивает ребёнка, вам будет намного легче найти с ним общий язык, помочь ему решить проблемы.
Кто обидел Несмеяну?
Чтобы применять сказкотерапию на практике, вам не понадобится диплом профессионального психолога. Просто вспомните с ребёнком любимую сказку, а затем попросите его рассказать её заново. Будьте внимательны, не перебивайте, но и не забывайте задавать уточняющие вопросы. В ходе вашей беседы может выясниться много интересного. Например, окажется, что Серый Волк из «Красной Шапочки» был злым, потому что девочка и бабушка не хотели с ним дружить и он чувствовал себя одиноким. Скорее всего, и ваш сорванец часто дерётся на детской площадке вовсе не из-за скверного характера – просто другие ребятишки почему-то не зовут его в свои игры. А царевна Несмеяна плачет с утра до вечера, потому что её мама и папа всё время ругаются. В данном случае грустная королевна – ваша дочь, а её родители – вы с мужем. Видимо, ваши отношения волнуют ребёнка намного сильнее, чем вы думали.
Нащупав проблему, переходите к её решению. Постарайтесь выяснить у крохи, что могло бы исправить положение и порадовать царевну или как помочь Серому Волку. Но ни в коем случае не подталкивайте ребёнка к ответу, который кажется правильным вам.
Переделывая по своему усмотрению сказку, малыш выберет вариант, наиболее подходящий его внутреннему состоянию. И это будет ответ, который не только даст вам ключик к решению проблемы, но и позволит ребёнку освободиться от внутреннего напряжения.
Будьте внимательны! Если чадо переписывает хороший конец сказки на плохой, делает доброго героя чрезмерно жестоким и мстительным или, сочиняя историю, акцентирует своё внимание на агрессии и сценах насилия – стоит обратиться к психологу. В серьёзных случаях психокоррекцией, пусть даже сказочной, должен заниматься профессионал.
Заклинание от страхов
Впрочем, переделывание известных историй – не единственный приём сказкотерапии. Если вы давно знаете о какой-то проблеме своего ребёнка, подберите или даже сочините сами волшебный рассказ, максимально перекликающийся с его ситуацией. Если ребёнок стеснительный и переживает из-за отсутствия компании, пусть герой покажет малышу, как находить друзей, а если чадо боится темноты, расскажите о том, как ваш персонаж справился с этой фобией. Придумайте волшебное заклинание, которое помогло герою побороть страх. Вооружённый этим чудо-заговором, в следующий раз, когда погаснет свет, ваш малыш будет более спокоен и уверен в себе и своих силах.
А ещё не мешайте ребёнку фантазировать. Родители часто упрекают своих чад в излишнем сочинительстве. Иные даже категорично запрещают «эти глупости». Не торопитесь примыкать к рядам таких серьёзных пап и мам. Психологи утверждают, что детские фантазии – настоящая «самотерапия». Придумывая истории, ребёнок проговаривает волнующие его вопросы и пытается найти на них ответы. Ведь сказки, которые сочиняет ваш малыш, не только отражают его внутренний мир, но и способствуют его личностному развитию, учат решать жизненные задачи.
Не забывайте, что любая сказка, которую вы читаете своему ребёнку, должна быть позитивна и хорошо заканчиваться. Старайтесь избегать историй-фэнтези типа «Властелина колец» Толкиена. Несмотря на то, что добро побеждает зло, в них слишком много тёмных, отрицательных персонажей – даже самый солнечный малыш может потерять ориентиры, если на него как из рога изобилия посыплются бесконечные батальные сражения жутковатых монстров.
Принцесса? Королевна!
Если хоть одна из ваших приятельниц утверждает, что она в детстве никогда не переодевалась принцессой или феей, – несомненно, подруга лукавит. Впрочем, как и многие солидные папы, осуждающие отпрысков за «чингачгукские» перья в голове или «бэтменские» крылья. Все дети обожают примерять на себя различные роли и облачаться в сказочные костюмы. Помимо удовольствия, из этой игры можно извлечь огромную пользу. Если, к примеру, вы мама застенчивой, неуверенной девочки – позвольте ей стать прекрасной королевой. Подведите красавицу к зеркалу, и вы увидите, как распрямятся её плечи и изменится походка! А непоседливому шкоде и сорванцу будет полезно почувствовать себя рыцарем, ответственным за спасение мира.
Найдите с малышом большую коробку и сделайте из неё волшебный сундук. Его можно наполнить содержимым бабушкиного шкафа: яркими платками, перьями и замысловатыми беретами. Предложите своему ребёнку постепенно доставать оттуда эти «аксессуары» и примерять на себя. Попросите своё чадо рассказать о персонаже, в которого он перевоплотился: что он любит, с кем дружит, счастлив ли он, а может, нуждается в помощи? Ваша задача – собрать максимальное количество информации о придуманном герое, ведь он – прямое отражение личности вашего дитяти. Находясь в образе, с одной стороны, малыш может выплеснуть подавленные эмоции и желания, а с другой – проиграть разные модели поведения, что поможет ему в общении со сверстниками.
Кстати, переодевание поможет и вам. Превратившись в волшебницу, королеву или повелительницу джунглей, вы можете привести в чувство ваше расшалившееся чадо – ребёнок примет условия игры и с радостью будет выполнять данные вами «ответственные поручения».
Пользуясь своей «королевской» властью, вам будет проще уговорить непоседу собрать игрушки или, например, застелить кровать.
Мнение специалиста
Светлана Коноваленко, детский психолог, логопед высшей категории, к. п. н.:
– Выбирая сказку для чтения на ночь, избегайте печальных и мрачных сюжетов – позитива в истории всегда должно быть больше, чем негатива. Лёгкие волшебные сказки – лучший вечерний вариант. Если вы читаете какое-нибудь большое произведение и прерываетесь на середине, чтобы продолжить завтра, делайте это на нейтральной или хорошей ноте. Если вы оставите малыша в кроватке, закрыв книгу на отрицательном моменте (например, Иван-царевич погиб, а Серый Волк ещё не принёс живой воды), неисключено, что ребёнок будет находиться всю ночь в напряжении и не сможет спокойно спать.
Всему своё время
3 года: Три поросёнка
В 3–4 года детям близки и интересны сказки о животных, причём неважно, что это – стихи Чуковского или незабвенные «Три поросёнка».
4,5 года: Винни-Пух
С 4,5 года дети получают огромное удовольствие, слушая сказки о взаимодействии животных и людей. Иван-царевич и Серый Волк, Кристофер Робин и Винни-Пух – идеальные варианты!
5 лет: Золушка
С 5–6 лет малыш идентифицирует себя уже с человеческими персонажами: мальчики – с рыцарями, девочки – с принцессами. Этих героев ты сможешь отыскать в волшебных сказках Шарля Перро и Андерсена.
7 лет: Придумай сам
В 6–7 лет ребёнок начинает придумывать собственных сказочных персонажей и, конечно, рассказывать о них окружающим. Кстати, именно так родились знаменитые страшилки про «гроб на колёсиках». Услышав от своего чада очередную жуткую историю, не хватайтесь за голову: психологи утверждают, что, пугая своими рассказами окружающих, ребёнок «прорабатывает» свои страхи.
Звёзды о сказках
Слава:
– Я никогда не слышала о сказкотерапии, но, как выяснилось, практиковала её, когда моя дочь была маленькой. Всем остальным историям Саша предпочитала не те, что написаны известными авторами, а сочинённые мной.
Я придумала двух забавных персонажей – мальчишку Тимми и его собачку Хью, которые всё время попадали в различные переделки, иногда смешные, иногда грустные, иногда страшные. Самое главное, на примере этих двоих я в игровой форме старалась дать дочери ответы на интересующие её вопросы, подсказать, как вести себя в той или иной ситуации.
Юлия Бордовских:
– Сказкотерапия не раз помогала мне и моей дочери Марусе. Например, в этом году детям выдали список книг для чтения на летних каникулах. Среди прочих в нём указаны очень серьёзные авторы, сложные для понимания десятилетнего ребёнка, например, Гоголь, Лесков, Паустовский.
Чтобы Марусе было проще, я купила огромный сборник русских народных сказок. Теперь мы чередуем «взрослые» книги с волшебными историями: таким образом, мозг ребёнка отдыхает и лучше воспринимает новую информацию.
Кирилл Андреев:
– Когда маленького ребёнка терзают страхи, его кто-то обидел или же он сам поступил нехорошо, сказка – лучший помощник. Мы с женой часто придумывали для сына каких-то вымышленных мальчиков, с которыми случилось то же самое, что и с Кириллом. Они легко выходили из сложившейся ситуации, боролись со своими маленькими фобиями, просили прощения и наказывали обидчиков. И эта информация воспринималась сыном лучше, чем если бы мы ему читали нотации и объясняли всё «по-взрослому».