8 класс связь тектонического строения с рельефом и полезными ископаемыми

8 класс связь тектонического строения с рельефом и полезными ископаемыми thumbnail

        Здравствуйте!

*

        В настоящее время незнание истории своей малой Родины – одна из главных проблем. Но все знают, что без прошлого не было бы и настоящего. История, которую мы хотим вам представить , началась чуть более полувека назад, но, к примеру, для многих наших одноклассников она так же далека, как Средневековье.

*

 Мы здесь родились, здесь же живут наши родные. Со временем мы поняли, что хотим узнать: как же все начиналось.

        Так с чего же начинается  Родина?  Наша – началась с бурого угля.

*

        Нередко бывает, что добывать уголь в шахтах трудоемко и невыгодно. Иногда и в его пластах встречается так много бесполезных примесей, что разрабатывать такие пласты совершенно нецелесообразно. Казалось бы, что такой уголь навсегда останется лежать в земле бесполезно для человека.

        А нельзя ли превращать его в газ прямо в недрах земли, не вынимая на поверхность?

*

        Решить эту проблему помогла идея подземной газификации угля. Впервые ее высказал великий русский ученый Д.И. Менделеев в 1888 году.

*цитата фото  зачитать

«Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что уголь из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»

*фото

        К этой идее возвращались в 30-е годы прошлого века, но во время войны почти все станции ПГУ в Советском Союзе были уничтожены. В тяжелые послевоенные годы стране понадобились огромные энергетические ресурсы для восстановления экономики, сельского хозяйства и других сфер. И тогда

было принято решение о возвращении к ПГУ.

*

В эти же годы были запроектированы Подмосковная и Шатская станции ПГУ в районе города Тула, Каменская — в Ростовской области, Ангренская — в Узбекистане, Южно-Абинская — в Кузбассе и другие.

Сырьевой базой для Шатская станции ПГУ  должны были стать угли Подмосковного буроугольного бассейна.

*

   В августе 1948 года в Главном управлении искусственного жидкого топлива и газа – “Главгазтоппром” при Совете министров СССР была создана комиссия для выбора под Тулой, на одной из угольных залежей, площадки для строительства новой станции “Подземгаз”.

*

 Назначение станции состояло в выработке методом подземной газификации углей энергетического газа для использования его как топлива в газовых электротурбинах. Получаемую турбиной электроэнергию планировалось передавать в государственную энергосистему.

*видеожурнал

* Шатская станция «ПОДЗЕМГАЗ» стала первой в мире электростанцией с газовыми турбинами, работающими на газе ПГУ.

*

В этой технологии был заинтересован не только Советский Союз, но и другие страны.

Проекты газогенераторных станций разрабатывались также для Китайской Народной Республики, Корейской народно-демократической Республики, Индии.

Нашу станцию не раз посещали иностранные делегации, в том числе китайская и английская, члены которых наблюдали за процессом и перенимали опыт у наших работников.  В Великобритании, Бельгии, США, Польше, Чехословакии, Вьетнаме и в других странах были сделаны попытки повторить опыт нашей страны по ПГУ. 

Несмотря на то, что были получены в принципе положительные результаты, эти работы дальнейшего развития не получили

*

Но вернемся к строительству. Место было определено сравнительно быстро – им оказалось месторождение, позднее названное Шатским, в 15км к юго-востоку от Тулы, запасы которого должны были обеспечить работу станции на 20 лет. И вот в 1949 году начинается строительство станции.

*

На строительство, а в последующем и на работу на новой станции, приезжали люди со всех концов Советского Союза и, в отличие от жителей окрестных деревень, имевших свои дома, первые несколько месяцев жили в палатках, а немного позже вблизи промплощадки построили временный жилой поселок из сборно-щитовых бараков, который просуществовал до 1975 года.

*

Строительство началось в 1950 году.

*

 Тогда здесь не было ни одного деревца, улицы. Все было перерыто траншеями для прокладки водопровода, канализации и теплосети, причем центральное отопление предусматривалось только в 2-этажных домах по улице Ленина и Садовой, в остальных печное отопление. Грязь после дождей была настолько вязкая, что от сапог отрывались подошвы.

*

Но постепенно поселок благоустраивался, озеленялся, асфальтировался.

*

 В два следующих года помимо жилых домов были построены: здравпункт, аптека, баня,

Читайте также:  Почему зеленый чай полезен при похудении

*

 столовая, клуб, школа и детский сад.

*

 Названием поселок Шатск, как и Шатская станция «Подземгаз» обязаны протекающей вблизи речушке Шат.

Жизнь в поселке кипела во всех смыслах.

*

 Стали организовываться футбольные матчи, хоккейные турниры, лыжные гонки и велокроссы. Заводской хор был одним из лучших

,*

 а футбольная команда одной из сильнейших среди коллективов Киреевского района, к которому в то время относился Шатск.

*

 В Доме Культуры был замечательный духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль. *

За клубом была оборудована танцплощадка, так же было обустроено футбольное поле, и каждую зиму заливали каток.

Планировалась застройка микрорайона поселка Шатск, собирались проложить трамвайные пути  в Тулу и строить аэропорт. Скучно жителям никогда не было!

*

Но вернемся к заводу.

*Видео Савельева

   В 60-е годы, настала эра природного газа. Открытие мощных месторождений подвигло руководство страны искать более быстрые пути к энергоносителям. В 1964 году было решено прекратить работы по проектированию и строительству новых станций «Подземгаза» и свернуть научно-исследовательские работы в этой области.

*

 Шатская станция «Подземгаз» как и другие станции (кроме Ангренской и Южно-Абинской) была перепрофилирована на производство строительных конструкций и нестандартного оборудования для промыслов природного газа. Окончательно производство газа ПГУ было прекращено на Шатской станции «Подземгаз» в 1974 году, когда был закрыт (затушен) последний подземный газогенератор.

По мнению С. Лазаренко, д.т.н., ведущего научного сотрудника Института угля и углехимии СО РАН, технология ПГУ открывает новые возможности в разработке угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания. Безусловно, что ПГУ сегодня нужно рассматривать как технологию ближней и средней перспективы — технологию, которая, не будучи в состоянии сегодня конкурировать со сравнительно дешевым природным газом и нефтью, через определенный период будет обязательно востребована.

В заключении мы  хотим сказать, что это лишь маленькая часть истории поселка Шатск и завода ООО «Промстройгаз». Здесь нет ничего о людях, которые творили эту историю. Мы надеемся, что и у нас будет возможность внести свой посильный вклад в развитие поселка .

Источник

МБОУ «Очёрская средняя

общеобразовательная школа №1»,

учитель географии

Озорнина Любовь Александровна

урок по географии. 8 класс.

Тема: «Установление связи между тектоническим строением, формами

рельефа и полезными ископаемыми».

Цели.

• Образовательные:

o закрепление знания о формах рельефа, полезных ископаемых,

геологическом строении территории России;

o выявление причинно-следственных связей (зависимость между

тектоническим строением, формами рельефа и полезными

ископаемыми).

• Развивающие:

o формирование умений работать с географической картой,

умение выделять главное в изучаемом материале;

o способствовать развитию общенаучных навыков и умений:

анализировать, обобщать, делать выводы.

• Воспитательные:

o развитие познавательного интереса к предмету;

o использование материала урока для воспитания бережного

отношения к природе.

Задачи:

• продолжить формирование навыков работы с картой, умение

сопоставлять карты и объяснять выявленные закономерности;

• воспитывать любовь к природе, желание её охранять;

• развивать творческие способности, продолжить осуществлять поиск

информации с использованием различных ресурсов.

Оборудование:

• настенная физическая карта России;

• учебник для 8 класса. И. И. Баринова. География. Природа России. М.:

Дрофа, 2016;

• географический атлас для 8 класса;

• контурные карты для 8 класса;

• карточки с разно уровневым заданием;

• карточки с понятиями.

Тип урока: практическая работа с элементами беседы

Вид урока: урок-исследование

План урока:

• Организационный этап.

• Актуализация знаний.

• Постановка учебной задачи и пути её решения.

• Практическая деятельность учащихся.

• Рефлексия.

• Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный этап. Создание эмоционального настроя.

• Приветствие.

• Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.

Работа в парах с карточками –понятиями.

Платформы – древние относительно устойчивые и выравненные участки

земной коры.

Плиты – это молодые платформы.

Щиты – выход фундамента, сложенного кристаллическими породами, на

поверхность.

Формы рельефа – равнины (низменности, возвышенности, плоскогорья),

горы (низкие, средние, высокие).

Полезные ископаемые–это минеральные образования земной коры, которые

могут эффективно использоваться в хозяйстве.

Полезные ископаемые: рудные (металлические) – в магматических породах

нерудные (неметаллические) – в осадочных породах

3. Постановка учебной задачи и пути её решения.

Практическая работа состоит из 3 частей и проводится по итогам изучения

темы «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» (карточки с

разно уровневыми заданиями).

1). Задания первой части соответствуют базовому уровню усвоения знаний и

Читайте также:  Полезные программы для работы в mac

умений;

• доступны всем учащимся по уровню сложности;

• отслеживают умения работать с новыми источниками

информации.

2). Задания второй части отмечаются большим уровнем сложности, но

сохраняют доступность для абсолютного большинства учащихся.

3). Задания 3 части соответствуют более высокому уровню усвоения знаний

и умений.

4. Практическая деятельность учащихся.

Практическая работа

«Установление связи между тектоническим строением, формами рельефа и

полезными ископаемыми».

Цель работы:

Углубление работать с картами, самостоятельного построения

логических цепочек, оформления исследований и теоретических выводов.

Задачи работы:

1. Установить зависимость между размещением крупных форм

рельефа, местоположением полезных ископаемых и строением земной коры;

2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять

выявленные закономерности.

Последовательность выполнения работы:

1. Сравнив физическую и тектоническую карты атласа, определите,

каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа.

Сделайте вывод о зависимости рельефа от строения земной коры;

2. Заполните таблицу, рассмотрев примеры;

3. Вывод оформите в виде модуля.

Восточно-

Европейская

равнина

Западно-

Сибирская

низменность

Среднесибирское

плоскогорье

Вывод оформить в виде модуля:

Рельеф

Равнины Горы

В основании

Платформы и плиты Складчатые области

Полезные ископаемые

Осадочные Магматические

Дифференцированные задания:

Вопросы 2 уровня.

Составить причинно-следственную цепь из предложенных звеньев.

1. Вертикальное движение земной

коры.

2. Кавказ.

3. Складчатая область.

4. Горы.

1. Литосферная плита.

2. Равнина.

3. Платформа.

4. Восточно-Европейская.

Ответы запишите цифрами.

Вопросы 3 уровня.

1. Почему на Восточно-Европейской равнине находится Курская Магнитная

Аномалия (КМА)?

2. Почему в предгорьях Урала находятся крупные месторождения нефти и

природного газа?

5. Рефлексия.

Как, по-вашему, мнению, вы усвоили материал?

А) всё понял, могу объяснить другим;

Б) понял, но могу объяснить с помощью учителя;

В) не понял

6. Домашнее задание: нанести на контурную карту месторождения полезных

ископаемых.

Источник

Твердая оболочка нашей планеты имеет неоднородное строение, причиной которого являются сложные процессы, происходящие в недрах Земли. Глубинные разломы, складки, трещины, впадины и возвышенности, залежи ценных природных ископаемых – все это формирует уникальное геологическое строение поверхности земного шара.

8 класс связь тектонического строения с рельефом и полезными ископаемыми

Рельеф

Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности как на суше, так и на дне морей и океанов. Изучением рельефов и их особенностей занимается наука геоморфология.

Рельефы могут значительно отличаться между собой по размерам, очертаниям, возрасту, характеру происхождения. Но, в целом, их можно выделить в две основные формы:

  • Выпуклые (положительные). Наиболее ярко эта форма рельефа выражена в горах с их высокими пиками, крутыми склонами и подножиями. Горы отличаются между собой, главным образом, по внешнему виду своих вершин, которые могут быть пикообразными, куполообразными, платообразными и другими.
  • Вогнутые (отрицательные). Относительно ровные участки суши с незначительными колебаниями в высоте до 200 м называются равнинами. Равнины являются преобладающей формой рельефа и занимают почти 70% поверхности Земли.

Горы встречаются не только на поверхности земли, но и под водой. Очень часто участки суши, которые выглядывают из воды – большие и малые острова – на самом деле являются вершинами подводных гор.

Горы

Рис. 1. Горы.

Рельеф – это важнейший компонент географической оболочки, который выполняет две основные функции:

  • служит основой для природных территориальных комплексов;
  • равномерно распределяет тепло и влагу по земной поверхности.

Тектонические структуры

Тектонические структуры представляют собой большие участки земной коры, которые ограничены глубинными разломами. Изучением движения и строения тектонической структуры занимается наука тектоника.

К крупнейшим тектоническим структурам относятся:

  • Платформа – достаточно устойчивый участок земной коры с относительно ровной поверхностью. Как правило, он располагается на месте некогда разрушенных складчатых сооружений и имеет двухслойное строение: внизу залегает твердый кристаллический фундамент, а на нем – осадочные, более «молодые» породы.
  • Подвижный пояс – удлиненный участок земной коры, в пределах которого ранее происходили и продолжают происходить в настоящее время движения земной коры.
  • Впадины – глубоко вогнутые участки земной коры, наполненные вулканическими и осадочными породами. Впадины широко распространены как на подвижных поясах, так и на платформах.

Восточно-Европейская платформа

Рис. 2. Восточно-Европейская платформа.

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые – это органические и минеральные образования земной коры. Благодаря своему химическому составу и уникальным физическим свойствам они представляют большую ценность для хозяйственной деятельности человека. Их изучением занимается геология горного дела.

Читайте также:  Чем полезен подсолнух и его свойство

В зависимости от агрегатного состояния различают три вида природных ресурсов:

  • Твердые (гранит, металлические и неметаллические руды, соли, мрамор).
  • Жидкие (нефть, подземные минеральные воды).
  • Газообразные (гелий, природный газ).

Полезные ископаемые располагаются под землей в виде разного рода скоплений: гнезд, пластов, россыпей, штоков, жил. Такие скопления образуют месторождения полезных ископаемых, а в редких случаях, при особенно большой площади распространения, целые провинции, районы и бассейны.

На территории России находится большое количество месторождений разнообразныхприродных ресурсов. В недрах земли находятся большие запасы каменного угля, нефти, природного газа, различных руд, химического сырья, редкоземельных элементов, драгоценных и полудрагоценных камней.

Алмазы Якутии

Рис. 3. Алмазы Якутии.

Что мы узнали?

При изучении одной из тем по программе географии 8 класса определили, что собой представляет рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые, какова взаимосвязь между этими геологическими структурами. Все они являются следствием сложных процессов, которые происходили и продолжают происходить глубоко под землей.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Нина Попова

    9/10

  • Георгий Разгуляев

    10/10

  • Максим Скрипко

    10/10

  • Валерий Гостев

    8/10

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 539.

Источник

Урок-практикум по теме «Рельеф России», 8 класс

Цели урока:

Образовательные: повторить, обобщить и закрепить изученный материал по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»;  формировать умение разбираться в многообразии геологического строения, рельефа, полезных ископаемых, выделять главное в этом многообразии, находить закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа; формировать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; развивать  умение работать с картами (настенные, атлас).

Воспитательные: воспитать чувство дружбы, умение работать в коллективе, умение работать в группе; самостоятельно и ответственно готовиться  к уроку; способствовать формированию интереса к  предмету; осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.

Тип урока: урок-пракикум

Оборудование: карты: «Физическая карта России», «Геология», «Тектоническая карта России»; атласы для 8 класса.

I.

Организационный

момент

Вступительное слово учителя.

Мы познакомились с науками, изучающими земную кору, имеем представление о геохронологической таблице, с тектоническими структурами. Сегодня научимся работать с тектонической и геологической картами атласа. Изучим состав полезных ископаемых, постараемся установить закономерность между размещением форм рельефа, тектоническими структурами и полезными ископаемыми.

Цели и задачи урока.

( формулируют учащиеся)

-Обобщить и закрепить знания о рельефе России, закономерностями размещения гор и равнин.

-Вспомнить определения понятий по теме: Рельеф.

-Иметь представление о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническим строением.

II.

1.Актуализация знаний.

Задание: Дайте определение следующим понятиям …

рельеф – …

платформа – …

складчатый пояс – …

полезные ископаемые – …

месторождения – …

бассейны – …

Учащиеся дают определение данным понятиям.

Показывая знания об основных тектонических структурах.

Коммуникативные (умение слушать)

2.Практическая работа. «Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых»

Заполнить таблицу, используя карты атласа.

3.Формулирование вывода на основе заполненной таблицы.

Вывод: Форма рельефа и разновидности полезных ископаемых зависят от геологического строения территории. Равнины расположены на ______________, на них встречаются (рудные, нерудные) полезные ископаемые. Горные системы расположены в ________________, на них встречаются (рудные, нерудные) полезные ископаемые.

III . Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап.

Взаимопроверка.

Личностные, коммуникативные.

Слово учителя – Дети сегодня на уроке  мы повторили и обобщили полученные нами ранее знания о рельефе, геологическом прошлом и полезных ископаемых нашей страны, работали с картами.

– Я предлагаю вам составить синквейн к слову рельеф. При

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Спасибо вам, ребята за работу,

Оценка деятельности учащихся.

Источник