8 класс связь тектонического строения с рельефом и полезными ископаемыми
Здравствуйте!
*
В настоящее время незнание истории своей малой Родины – одна из главных проблем. Но все знают, что без прошлого не было бы и настоящего. История, которую мы хотим вам представить , началась чуть более полувека назад, но, к примеру, для многих наших одноклассников она так же далека, как Средневековье.
*
Мы здесь родились, здесь же живут наши родные. Со временем мы поняли, что хотим узнать: как же все начиналось.
Так с чего же начинается Родина? Наша – началась с бурого угля.
*
Нередко бывает, что добывать уголь в шахтах трудоемко и невыгодно. Иногда и в его пластах встречается так много бесполезных примесей, что разрабатывать такие пласты совершенно нецелесообразно. Казалось бы, что такой уголь навсегда останется лежать в земле бесполезно для человека.
А нельзя ли превращать его в газ прямо в недрах земли, не вынимая на поверхность?
*
Решить эту проблему помогла идея подземной газификации угля. Впервые ее высказал великий русский ученый Д.И. Менделеев в 1888 году.
*цитата фото зачитать
«Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что уголь из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»
*фото
К этой идее возвращались в 30-е годы прошлого века, но во время войны почти все станции ПГУ в Советском Союзе были уничтожены. В тяжелые послевоенные годы стране понадобились огромные энергетические ресурсы для восстановления экономики, сельского хозяйства и других сфер. И тогда
было принято решение о возвращении к ПГУ.
*
В эти же годы были запроектированы Подмосковная и Шатская станции ПГУ в районе города Тула, Каменская — в Ростовской области, Ангренская — в Узбекистане, Южно-Абинская — в Кузбассе и другие.
Сырьевой базой для Шатская станции ПГУ должны были стать угли Подмосковного буроугольного бассейна.
*
В августе 1948 года в Главном управлении искусственного жидкого топлива и газа – “Главгазтоппром” при Совете министров СССР была создана комиссия для выбора под Тулой, на одной из угольных залежей, площадки для строительства новой станции “Подземгаз”.
*
Назначение станции состояло в выработке методом подземной газификации углей энергетического газа для использования его как топлива в газовых электротурбинах. Получаемую турбиной электроэнергию планировалось передавать в государственную энергосистему.
*видеожурнал
* Шатская станция «ПОДЗЕМГАЗ» стала первой в мире электростанцией с газовыми турбинами, работающими на газе ПГУ.
*
В этой технологии был заинтересован не только Советский Союз, но и другие страны.
Проекты газогенераторных станций разрабатывались также для Китайской Народной Республики, Корейской народно-демократической Республики, Индии.
Нашу станцию не раз посещали иностранные делегации, в том числе китайская и английская, члены которых наблюдали за процессом и перенимали опыт у наших работников. В Великобритании, Бельгии, США, Польше, Чехословакии, Вьетнаме и в других странах были сделаны попытки повторить опыт нашей страны по ПГУ.
Несмотря на то, что были получены в принципе положительные результаты, эти работы дальнейшего развития не получили
*
Но вернемся к строительству. Место было определено сравнительно быстро – им оказалось месторождение, позднее названное Шатским, в 15км к юго-востоку от Тулы, запасы которого должны были обеспечить работу станции на 20 лет. И вот в 1949 году начинается строительство станции.
*
На строительство, а в последующем и на работу на новой станции, приезжали люди со всех концов Советского Союза и, в отличие от жителей окрестных деревень, имевших свои дома, первые несколько месяцев жили в палатках, а немного позже вблизи промплощадки построили временный жилой поселок из сборно-щитовых бараков, который просуществовал до 1975 года.
*
Строительство началось в 1950 году.
*
Тогда здесь не было ни одного деревца, улицы. Все было перерыто траншеями для прокладки водопровода, канализации и теплосети, причем центральное отопление предусматривалось только в 2-этажных домах по улице Ленина и Садовой, в остальных печное отопление. Грязь после дождей была настолько вязкая, что от сапог отрывались подошвы.
*
Но постепенно поселок благоустраивался, озеленялся, асфальтировался.
*
В два следующих года помимо жилых домов были построены: здравпункт, аптека, баня,
*
столовая, клуб, школа и детский сад.
*
Названием поселок Шатск, как и Шатская станция «Подземгаз» обязаны протекающей вблизи речушке Шат.
Жизнь в поселке кипела во всех смыслах.
*
Стали организовываться футбольные матчи, хоккейные турниры, лыжные гонки и велокроссы. Заводской хор был одним из лучших
,*
а футбольная команда одной из сильнейших среди коллективов Киреевского района, к которому в то время относился Шатск.
*
В Доме Культуры был замечательный духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль. *
За клубом была оборудована танцплощадка, так же было обустроено футбольное поле, и каждую зиму заливали каток.
Планировалась застройка микрорайона поселка Шатск, собирались проложить трамвайные пути в Тулу и строить аэропорт. Скучно жителям никогда не было!
*
Но вернемся к заводу.
*Видео Савельева
В 60-е годы, настала эра природного газа. Открытие мощных месторождений подвигло руководство страны искать более быстрые пути к энергоносителям. В 1964 году было решено прекратить работы по проектированию и строительству новых станций «Подземгаза» и свернуть научно-исследовательские работы в этой области.
*
Шатская станция «Подземгаз» как и другие станции (кроме Ангренской и Южно-Абинской) была перепрофилирована на производство строительных конструкций и нестандартного оборудования для промыслов природного газа. Окончательно производство газа ПГУ было прекращено на Шатской станции «Подземгаз» в 1974 году, когда был закрыт (затушен) последний подземный газогенератор.
По мнению С. Лазаренко, д.т.н., ведущего научного сотрудника Института угля и углехимии СО РАН, технология ПГУ открывает новые возможности в разработке угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания. Безусловно, что ПГУ сегодня нужно рассматривать как технологию ближней и средней перспективы — технологию, которая, не будучи в состоянии сегодня конкурировать со сравнительно дешевым природным газом и нефтью, через определенный период будет обязательно востребована.
В заключении мы хотим сказать, что это лишь маленькая часть истории поселка Шатск и завода ООО «Промстройгаз». Здесь нет ничего о людях, которые творили эту историю. Мы надеемся, что и у нас будет возможность внести свой посильный вклад в развитие поселка .
МБОУ «Очёрская средняя
общеобразовательная школа №1»,
учитель географии
Озорнина Любовь Александровна
урок по географии. 8 класс.
Тема: «Установление связи между тектоническим строением, формами
рельефа и полезными ископаемыми».
Цели.
• Образовательные:
o закрепление знания о формах рельефа, полезных ископаемых,
геологическом строении территории России;
o выявление причинно-следственных связей (зависимость между
тектоническим строением, формами рельефа и полезными
ископаемыми).
• Развивающие:
o формирование умений работать с географической картой,
умение выделять главное в изучаемом материале;
o способствовать развитию общенаучных навыков и умений:
анализировать, обобщать, делать выводы.
• Воспитательные:
o развитие познавательного интереса к предмету;
o использование материала урока для воспитания бережного
отношения к природе.
Задачи:
• продолжить формирование навыков работы с картой, умение
сопоставлять карты и объяснять выявленные закономерности;
• воспитывать любовь к природе, желание её охранять;
• развивать творческие способности, продолжить осуществлять поиск
информации с использованием различных ресурсов.
Оборудование:
• настенная физическая карта России;
• учебник для 8 класса. И. И. Баринова. География. Природа России. М.:
Дрофа, 2016;
• географический атлас для 8 класса;
• контурные карты для 8 класса;
• карточки с разно уровневым заданием;
• карточки с понятиями.
Тип урока: практическая работа с элементами беседы
Вид урока: урок-исследование
План урока:
• Организационный этап.
• Актуализация знаний.
• Постановка учебной задачи и пути её решения.
• Практическая деятельность учащихся.
• Рефлексия.
• Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный этап. Создание эмоционального настроя.
• Приветствие.
• Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний.
Работа в парах с карточками –понятиями.
Платформы – древние относительно устойчивые и выравненные участки
земной коры.
Плиты – это молодые платформы.
Щиты – выход фундамента, сложенного кристаллическими породами, на
поверхность.
Формы рельефа – равнины (низменности, возвышенности, плоскогорья),
горы (низкие, средние, высокие).
Полезные ископаемые–это минеральные образования земной коры, которые
могут эффективно использоваться в хозяйстве.
Полезные ископаемые: рудные (металлические) – в магматических породах
нерудные (неметаллические) – в осадочных породах
3. Постановка учебной задачи и пути её решения.
Практическая работа состоит из 3 частей и проводится по итогам изучения
темы «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» (карточки с
разно уровневыми заданиями).
1). Задания первой части соответствуют базовому уровню усвоения знаний и
умений;
• доступны всем учащимся по уровню сложности;
• отслеживают умения работать с новыми источниками
информации.
2). Задания второй части отмечаются большим уровнем сложности, но
сохраняют доступность для абсолютного большинства учащихся.
3). Задания 3 части соответствуют более высокому уровню усвоения знаний
и умений.
4. Практическая деятельность учащихся.
Практическая работа
«Установление связи между тектоническим строением, формами рельефа и
полезными ископаемыми».
Цель работы:
Углубление работать с картами, самостоятельного построения
логических цепочек, оформления исследований и теоретических выводов.
Задачи работы:
1. Установить зависимость между размещением крупных форм
рельефа, местоположением полезных ископаемых и строением земной коры;
2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять
выявленные закономерности.
Последовательность выполнения работы:
1. Сравнив физическую и тектоническую карты атласа, определите,
каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа.
Сделайте вывод о зависимости рельефа от строения земной коры;
2. Заполните таблицу, рассмотрев примеры;
3. Вывод оформите в виде модуля.
Восточно-
Европейская
равнина
Западно-
Сибирская
низменность
Среднесибирское
плоскогорье
Вывод оформить в виде модуля:
Рельеф
Равнины Горы
В основании
Платформы и плиты Складчатые области
Полезные ископаемые
Осадочные Магматические
Дифференцированные задания:
Вопросы 2 уровня.
Составить причинно-следственную цепь из предложенных звеньев.
1. Вертикальное движение земной
коры.
2. Кавказ.
3. Складчатая область.
4. Горы.
1. Литосферная плита.
2. Равнина.
3. Платформа.
4. Восточно-Европейская.
Ответы запишите цифрами.
Вопросы 3 уровня.
1. Почему на Восточно-Европейской равнине находится Курская Магнитная
Аномалия (КМА)?
2. Почему в предгорьях Урала находятся крупные месторождения нефти и
природного газа?
5. Рефлексия.
Как, по-вашему, мнению, вы усвоили материал?
А) всё понял, могу объяснить другим;
Б) понял, но могу объяснить с помощью учителя;
В) не понял
6. Домашнее задание: нанести на контурную карту месторождения полезных
ископаемых.
Твердая оболочка нашей планеты имеет неоднородное строение, причиной которого являются сложные процессы, происходящие в недрах Земли. Глубинные разломы, складки, трещины, впадины и возвышенности, залежи ценных природных ископаемых – все это формирует уникальное геологическое строение поверхности земного шара.
Рельеф
Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности как на суше, так и на дне морей и океанов. Изучением рельефов и их особенностей занимается наука геоморфология.
Рельефы могут значительно отличаться между собой по размерам, очертаниям, возрасту, характеру происхождения. Но, в целом, их можно выделить в две основные формы:
- Выпуклые (положительные). Наиболее ярко эта форма рельефа выражена в горах с их высокими пиками, крутыми склонами и подножиями. Горы отличаются между собой, главным образом, по внешнему виду своих вершин, которые могут быть пикообразными, куполообразными, платообразными и другими.
- Вогнутые (отрицательные). Относительно ровные участки суши с незначительными колебаниями в высоте до 200 м называются равнинами. Равнины являются преобладающей формой рельефа и занимают почти 70% поверхности Земли.
Горы встречаются не только на поверхности земли, но и под водой. Очень часто участки суши, которые выглядывают из воды – большие и малые острова – на самом деле являются вершинами подводных гор.
Рис. 1. Горы.
Рельеф – это важнейший компонент географической оболочки, который выполняет две основные функции:
- служит основой для природных территориальных комплексов;
- равномерно распределяет тепло и влагу по земной поверхности.
Тектонические структуры
Тектонические структуры представляют собой большие участки земной коры, которые ограничены глубинными разломами. Изучением движения и строения тектонической структуры занимается наука тектоника.
К крупнейшим тектоническим структурам относятся:
- Платформа – достаточно устойчивый участок земной коры с относительно ровной поверхностью. Как правило, он располагается на месте некогда разрушенных складчатых сооружений и имеет двухслойное строение: внизу залегает твердый кристаллический фундамент, а на нем – осадочные, более «молодые» породы.
- Подвижный пояс – удлиненный участок земной коры, в пределах которого ранее происходили и продолжают происходить в настоящее время движения земной коры.
- Впадины – глубоко вогнутые участки земной коры, наполненные вулканическими и осадочными породами. Впадины широко распространены как на подвижных поясах, так и на платформах.
Рис. 2. Восточно-Европейская платформа.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые – это органические и минеральные образования земной коры. Благодаря своему химическому составу и уникальным физическим свойствам они представляют большую ценность для хозяйственной деятельности человека. Их изучением занимается геология горного дела.
В зависимости от агрегатного состояния различают три вида природных ресурсов:
- Твердые (гранит, металлические и неметаллические руды, соли, мрамор).
- Жидкие (нефть, подземные минеральные воды).
- Газообразные (гелий, природный газ).
Полезные ископаемые располагаются под землей в виде разного рода скоплений: гнезд, пластов, россыпей, штоков, жил. Такие скопления образуют месторождения полезных ископаемых, а в редких случаях, при особенно большой площади распространения, целые провинции, районы и бассейны.
На территории России находится большое количество месторождений разнообразныхприродных ресурсов. В недрах земли находятся большие запасы каменного угля, нефти, природного газа, различных руд, химического сырья, редкоземельных элементов, драгоценных и полудрагоценных камней.
Рис. 3. Алмазы Якутии.
Что мы узнали?
При изучении одной из тем по программе географии 8 класса определили, что собой представляет рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые, какова взаимосвязь между этими геологическими структурами. Все они являются следствием сложных процессов, которые происходили и продолжают происходить глубоко под землей.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Нина Попова
9/10
Георгий Разгуляев
10/10
Максим Скрипко
10/10
Валерий Гостев
8/10
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 539.
Урок-практикум по теме «Рельеф России», 8 класс
Цели урока:
Образовательные: повторить, обобщить и закрепить изученный материал по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»; формировать умение разбираться в многообразии геологического строения, рельефа, полезных ископаемых, выделять главное в этом многообразии, находить закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа; формировать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; развивать умение работать с картами (настенные, атлас).
Воспитательные: воспитать чувство дружбы, умение работать в коллективе, умение работать в группе; самостоятельно и ответственно готовиться к уроку; способствовать формированию интереса к предмету; осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.
Тип урока: урок-пракикум
Оборудование: карты: «Физическая карта России», «Геология», «Тектоническая карта России»; атласы для 8 класса.
I.
Организационный
момент
Вступительное слово учителя.
Мы познакомились с науками, изучающими земную кору, имеем представление о геохронологической таблице, с тектоническими структурами. Сегодня научимся работать с тектонической и геологической картами атласа. Изучим состав полезных ископаемых, постараемся установить закономерность между размещением форм рельефа, тектоническими структурами и полезными ископаемыми.
Цели и задачи урока.
( формулируют учащиеся)
-Обобщить и закрепить знания о рельефе России, закономерностями размещения гор и равнин.
-Вспомнить определения понятий по теме: Рельеф.
-Иметь представление о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническим строением.
II.
1.Актуализация знаний.
Задание: Дайте определение следующим понятиям …
рельеф – …
платформа – …
складчатый пояс – …
полезные ископаемые – …
месторождения – …
бассейны – …
Учащиеся дают определение данным понятиям.
Показывая знания об основных тектонических структурах.
Коммуникативные (умение слушать)
2.Практическая работа. «Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых»
Заполнить таблицу, используя карты атласа.
3.Формулирование вывода на основе заполненной таблицы.
Вывод: Форма рельефа и разновидности полезных ископаемых зависят от геологического строения территории. Равнины расположены на ______________, на них встречаются (рудные, нерудные) полезные ископаемые. Горные системы расположены в ________________, на них встречаются (рудные, нерудные) полезные ископаемые.
III . Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап.
Взаимопроверка.
Личностные, коммуникативные.
Слово учителя – Дети сегодня на уроке мы повторили и обобщили полученные нами ранее знания о рельефе, геологическом прошлом и полезных ископаемых нашей страны, работали с картами.
– Я предлагаю вам составить синквейн к слову рельеф. При
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Спасибо вам, ребята за работу,
Оценка деятельности учащихся.