7 классов разработки месторождения полезного ископаемого
Урок география 7 класс.
Тема: « Полезные ископаемые , их основные месторождения».
Цель:
- Познакомить учащихся с полезными ископаемыми их свойствами , способами добычи.
- Развивать умение выделять главное, развивать речевые и мыслительные способности.
- Воспитывать бережное отношение к природным богатствам и экономно их использовать.
Оборудование.
Учебник Т. М, Лифанова. «География 7 класс», физическая карта России, наглядные пособия.
Ход урока.
- Организационная часть
-приветствие, готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
-рассказать и показать на карте какие равнины находятся на территории России?
– рассказать и показать на карте горы России.
-перечислить самые высокие горы России.
3. Изучение нового материала.
Учитель сообщает тему урока « Полезные ископаемые , их основные месторождения».
Учитель – Все полезные ископаемые относятся к природным ресурсам. Скопление полезных ископаемых называют месторождениями.
Полезные ископаемые бывают трех видов :
-твердом или сыпучем виде (каменный уголь, песок и т.д.)
-жидком виде ( нефть, питьевая, минеральные воды и т. д. )
-газообразном состоянии (природный газ)
Полезные ископаемые лежащие близко к поверхности земли , добывают открытым способом . Это самый дешевый способ добычи полезных ископаемых.
Этот способ применяется при добыче угля , железных руд и цветных металлов.
Если эти полезные ископаемые находятся глубоко под землей ,то применяется подземный способ – роют шахты.
Для добычи нефти и газа применяют способ бурения.
Задание учащимся.
Составить таблицу, каким способом добывают полезные ископаемые, перечисленные на доске.
Открытый способ – (известняк, песок, торф )
Подземный способ – ( каменный уголь, железные руды )
Способ бурения – (нефть, природный газ)
Учитель. Если посмотреть на эту таблицу , то можно сделать вывод , Нефть и газ, например, добывают подземным способом, используя скважины. Глубоко расположенные твердые ископаемые добывают в шахтах. Большую часть сырья для производства строительных материалов, добывают открытым способом в карьерах. В нашей стране имеются почти все виды полезных ископаемых . Наша страна занимает первое место в мире по запасам природного газа и входит в число ведущих продавцов нефти.
Нефть добывают на Северном Кавказе, в республиках Чечня и Адыгея. Поволжье, республики Татарстан и Башкортостан, Западная Сибирь крупнейшие регионы добычи нефти и газа. Отсюда нефть и природный газ по трубопроводам подаются в другие регионы России и зарубежные страны.
Уголь добывают на северо-востоке европейской части страны, юго-западе России, Урале, юге западной Сибири и на Дальнем Востоке. Большие запасы угля находятся на Среднесибирском плоскогорье и в Якутии.
Россия богата месторождениями железных руд и руд цветных металлов, которые добывают к югу и востоку от города Курска, а также на Урале, Кольском полуострове, Сибири, и Дальнем Востоке.
В Восточной Сибири и Якутии добывают алмазы и золото.
На Среднерусской и Приволжской возвышенности и на Урале добывают сырье производства строительных материалов; строительные пески , известняк, мел, гипс, торф.
Полезные ископаемые – это природное богатство России. Запасы полезных ископаемых небесконечны. Поэтому необходимо бережное отношение к этим природным ресурсам.
4.Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала.
– Что такое полезные ископаемые?
-Какие виды полезных ископаемых вам известны?
– Что называется природными ресурсами?
-Показать на карте крупные месторождения природного газа и нефти.
– Какие полезные ископаемые добывают на территории России?
6. Домашнее задание
1 уровень – прочитать текст стр. 14-16, пересказать содержание текста , где говорится в каких краях нашей Родины ведется добыча природного газа и нефти.
2 уровень – прочитать текст стр. 14-16. пересказать содержание текста ,говорится в каких краях нашей Родины ведется добыча железной руды и цветных металлов.
3 уровень – прочитать текст стр. 14-16,показать как обозначаются полезные ископаемые на карте пользуясь приложением стр 2-3.
География 7 класс _____________________
Тема: ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.
Цель: формирование знаний об полезных ископаемых.
Задачи:
1. Изучить классификацию полезных ископаемых.
2. Определить причины формирования полезных ископаемых.
3. Рассмотреть коллекцию полезных ископаемых.
4. Продолжить формирование умений и навыков работы с картами, атласами, электронным учебником, аналитического мышления.
5. Развить интерес к изучению материков и океанов.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: учебник, физическая карта мира, карта полушарий, коллекция полезных ископаемых, электронный учебник, интерактивная доска.
Методы и методические приемы: фронтальный опрос, рассказ и объяснение, работа с картой, атласом, электронным учебником, коллекцией полезных ископаемых.
Экспресс-план урока:
Организационный момент (2 – 3 мин).
Проверка домашнего задания (10 мин).
Изучение нового материала (27 мин).
Подведение итогов (5 мин).
Ход урока
Организационный момент
(Внимание на организацию принадлежностей к уроку)
2.Проверка домашнего задания
Слайд № 1-2 Покажите на карте:
Среднесибирское плоскогорье
Восточно-Европейская равнина
Западно-Сибирская равнина
Кавказские горы
Армянское и Иранское нагорья
Тибет
Памир
Альпы
Гималаи
Алтай
Саяны
Тянь-Шань
влк. Ключевская Сопка
влк. Кракатау
Скандинавские горы
Уральские горы
Кавказские горы
Горы Альпы
Горы Карпаты
Саяны
Прибайкалье
Горы полуостровов – Аравийского, Индостан и Индокитай.
Ученики сдают на проверку контурную карту.
3.Изучение нового материала
Слайд № 3,4
Полезные ископаемые
магматические осадочные метаморфические
Слайд № 5-7 Иллюстрации
Полезные ископаемые магматического происхождения образуются при подъеме магмы из недр земли. Это, в основном, кристаллические породы и сосредоточены они на поверхности или близких к поверхности земли участках. Месторождения железных руд магматического происхождения.
Устойчивость вольфрама к высоким температурам позволяет изготавливать из него нити накала для электроламп. В составе магматических горных пород иногда встречаются золото и некоторые драгоценные камни. Драгоценные камни – сапфиры, рубины и др.
Задание. Рассмотрите полезные ископаемые в коллекции горных пород.
Слайд № 8-11 Иллюстрации
Полезными ископаемыми осадочного происхождения. Они распространены в районах, где много накоплений морских и континентальных отложений. В составе осадочных пород встречаются железные, фосфоритные, бокситовые руды и различные соли. Горючих полезных ископаемых: запасы нефти и газа. Эти запасы образованы в результате длительного залегания органических веществ в составе донных отложений океана. В настоящее время месторождения нефти обнаружены не только на суше, но и на шельфе. Месторождения каменного угля образованы из остатков когда-то буйной растительности на побережьях древних теплых водоемов.
Слайд № 12-18 Иллюстрации
Фосфориты применяют для производства удобрений. Месторождения бокситов, используемых для получения алюминия. В мелководных озерах и морях добывают пищевую и калийную соли.
Задание. Рассмотрите полезные ископаемые в коллекции горных пород.
Слайд № 19-23 Иллюстрации
Метаморфические горные породы образуются в результате изменения осадочных и магматических горных пород под воздействием высоких температур и давления в глубинах Земли. Гнейс, мрамор, сланцы.
Слайд № 24-27 При добыче полезных ископаемых наносится определенный вред окружающей среде: образуются пустые пространства в недрах земли, изменяется характер рельефа, загрязняются воздух, вода и почва, наносится ущерб растениям и животным. Поэтому большое значение имеют эффективное использование минеральных богатств и мероприятия по охране природы в процессе их добычи.
Задание. Рассмотрите полезные ископаемые в коллекции горных пород.
Слайд № 28 Задание.Прослушайте аудиоматериал.Пользуясь электронным учебником, посмотрите, как обозначаются на карте полезные ископаемые.
4. Подведение итогов
Слайд № 29 Вопросы:
1. Назовите полезные ископаемые магматического происхождения.
2. Как образуются и где размещены полезные ископаемые осадочного происхождения?
Рефлексия
Выставление оценок
Домашнее задание: § 17, составить свою коллекцию горных пород.
1
Полезные ископаемые Разработка урока для 7 класса учителя географии 2 квалификационной категории Серженко Г.А.
2
Цели урока: учить характеризовать разнообразие полезных ископаемых, их назначение; развивать образное мышление, воображение, память. воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;
3
Полезные ископаемые Все вещества, которые добывают в земле называются – ПОЛЕЗНЫМИ ИСКОПАЕМЫМИ.
4
Группы полезных ископаемых: 1.Горючие: нефть, газ, уголь, торф, горючие сланцы; 2.Рудные: железная руда, медная руда, марганцевая руда, золото, серебро и другие; 3.Строительные: глина, песок, мергель, известняк, песчаник, мрамор и другие; 4.Нерудные: соль, графит, асбест и другие. 5. Минеральные источники.
5
Горючие: НЕФТЬ.
6
УГОЛЬ
7
ТОРФ
8
Рудные: Железная руда
9
МЕДНАЯ РУДА
10
ЗОЛОТО
11
Строительные: ГЛИНА
12
МЕГРЕЛЬ
13
ИЗВЕСТНЯК
14
Нерудные: ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ
15
МИНЕРАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ г. Горячий Ключ
16
В Краснодарском крае имеется выходы минеральных источников в г. Апшеронск, г. Анапа, г. Горячий Ключ, г. Краснодар.
17
Методы добычи полезных ископаемых: Открытый способ – карьерный
18
Закрытый – шахтный
19
Нефтяная скважина
20
Полезные ископаемые Краснодарского края.
21
Наш край богат полезными ископаемыми: Нефть, газ, мергель, поваренная соль, киноварь, золото.
22
Внимание сказка
23
В старой пещере собрались полезные ископаемые и стали выяснять, кто из них главный: -Я Мергель – самый главный, нужный и необходимый. Потому, что мне люди обязаны, тем, что у них есть цемент. Этот серый порошок знают все. Когда его смешивают с водой, то получается масса без которой не обойтись в строительстве. Через некоторое время эта масса затвердевает как камень. В этот раствор добавляют гальку и получают бетон. Он очень прочен, не боится ни огня, ни воды. Огромные плотины, мосты, взлетные полосы – это все БЕТОН, а значит ЦЕМЕНТ, и я МЕРГЕЛЬ. От поселка Нижнебаканского до Большого Сочи раскинулось мое царство – целые горы Мергеля. День и ночь работают заводы Новороссийска, изготовляя цемент, который является одним из лучших в мире.
24
Цементный завод.
25
Теперь мои задания: 1. Я знаю природные ископаемые: ___________________________? 2. Третий лишний: Уголь, нефть, соль. Песок, нефть, глина. Железняк, графит, медь. 3. Теперь загадка: У нефти есть, У песка есть, У цемента две, У газа ни одной…
26
Соедини стрелочками понятия по принципу «я без тебя не существую». Нефть бензин цемент Мергель керосин бетон Глина кирпич посуда
27
Спасибо за внимание!
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа г.Усть-Илимска»
(ГОКУ СКШ г.Усть-Илимска)
Конспект урока географии
«Месторождения полезных ископаемых в России»
6 класс
Выполнила: учитель географии Меджитова Д.Ш.
2018 г.
Цели урока:
образовательная
познакомить с полезными ископаемыми России, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания; познакомить с условными знаками полезных ископаемых на физической карте России.
Коррекционно-развивающая
научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.
Коррекционно-воспитательная
развитие и коррекция коммуникативных умений учащихся при работе в группе : умение слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация; физическая карта России, карточки с названиями и значками полезных ископаемых, полезные ископаемые из раздаточного материала, атласы, карточки для самостоятельной работы .
Технологии: здоровье сберегающая, личностно-ориентированная.
Тип урока: урок – практическая работа.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Ход урока.
1.Орг.момент
Приветствие,проверка готовности к уроку.
– Ребята, всем внимание
Ведь прозвенел звонок!
Садимся поудобнее –
Начнём скорей урок!
2.Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать карту России. Тему нашего урока вы узнаете разгадав загадку:
Под землёй их добывают,
Приложив немалый труд.
Уголь среди них бывает,
Нефть и газ, и много руд.
-Назовите тему сегодняшнего урока.
(Полезные ископаемые).
Какую проблему сегодня на уроке вы можете перед собой поставить?
1.Познакомимся с полезными ископаемыми их свойствами.
2. Выяснить использование полезных ископаемых.
3.Познакомиться с основными месторождениями полезных ископаемых в России и их обозначением на карте.
Учитель: Давайте вспомним, что такое полезные ископаемые?
Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.
Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.
Учитель: Какие полезные ископаемые вам известны?
Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.
Учитель: На какие группы делятся полезные ископаемые?
Ученик: рудные, топливные и строительные материалы.
3.Основная часть.
Учитель:На уроках природоведения и биологии вы знакомились с образцами полезных ископаемых, изучали их свойства.
Сегодня на уроке вы узнаете:какие полезные ископаемые добывают в нашей стране;
познакомитесь с крупнейшими месторождениями полезных ископаемых;
узнаете, какими условными знаками они обозначаются на физической карте.
А что такое месторождение?
Ответы учащихся:
-Месторождение – это скопление полезных ископаемых в земной коре.
Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде,оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.- Итак Вы становитесь геологами и отправляетесь в экспедицию по своему маршруту.- Какие цели нашей экспедиции? каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец. Напомните мне правила работы в группе.
1. Работать дружно.
2. Уметь слушать мнение своего товарища.
3. Не выкрикивать.
4. Работать тихо
Раздача инструкционных карт и заданий группам. Время выполнения задания 10 мин.
Перед заслушиванием ответов физ.минутка.
Физминутка
Если я называю твердое полезное ископаемое, вы встаете, если жидкое или газообразное, то садитесь. Песок, глина, нефть, уголь, железная руда, газ, гранит, известняк, соль.
Повторили полезные ископаемые, а теперь познакомьте нас с результатами ваших исследований. Заслушиваем ответы учеников. Молодцы, задания выполнили правильно.
Закрепление.
Работа с картами :
Наша страна богата полезными ископаемыми. По запасам многих полезных ископаемых Россия занимает ведущее место.
-Главные природные богатства нашей страны – нефть , природный газ, каменный уголь. В какую группу они входят? Где находятся крупнейшие месторождения этих п/и ?Прикрепите значки на доску. Где находится крупнейшее месторождение железной руды? К какой группе полезных ископаемых относится? Прикрепите значок на карту рядом с месторождением.
Молодцы ребята, вы справились с основной работой.
Подведение итогов урока.
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы поговорили о важных полезных ископаемых, используемых в металлургии, топливной энергетике и др. отраслях народного хозяйства нашей Родины. Вы попробовали себя в роли геологов. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет. Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
Самостоятельная работа.
-А теперь проверим, все ли поняли тему сегодняшнего урока, для этого выполним задания самостоятельно. Слайд. Взаимопроверка и оценивание. Обсуждение и комментирование оценок в группе.
Рефлексия
Что понравилось на уроке?
В чем испытывал затруднение?
Смайлик- впечатление от урока.