7 классов разработки месторождения полезного ископаемого

Урок география 7 класс.

Тема: « Полезные ископаемые , их основные месторождения».

Цель: 

  1. Познакомить учащихся с полезными ископаемыми их  свойствами , способами добычи.
  2. Развивать умение выделять главное, развивать речевые  и мыслительные способности.
  3. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам и экономно их использовать.

Оборудование.

Учебник Т. М, Лифанова. «География 7 класс», физическая карта России, наглядные пособия.

                                                   Ход урока.  

  1. Организационная часть

-приветствие, готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

-рассказать и показать на карте какие равнины находятся на территории России?

– рассказать и показать на карте  горы России.

-перечислить самые высокие горы России.

3. Изучение нового материала.

     Учитель сообщает тему урока « Полезные ископаемые , их основные месторождения».

     Учитель – Все полезные ископаемые относятся к природным ресурсам. Скопление полезных ископаемых называют месторождениями.

Полезные ископаемые бывают трех видов :

-твердом или сыпучем виде  (каменный уголь, песок  и  т.д.)

-жидком виде ( нефть, питьевая, минеральные воды и т. д. )

-газообразном  состоянии  (природный газ)

Полезные ископаемые лежащие близко к поверхности земли , добывают открытым способом . Это самый дешевый способ добычи полезных ископаемых.

Этот способ применяется при добыче угля , железных руд и цветных металлов.

Если эти полезные ископаемые находятся глубоко под землей ,то применяется подземный способ  –  роют шахты.

Для добычи нефти и газа применяют способ бурения.

Задание учащимся.

Составить  таблицу, каким способом добывают полезные ископаемые,  перечисленные на доске.

Открытый способ   – (известняк, песок, торф )

Подземный способ – ( каменный уголь, железные руды )

Способ бурения – (нефть, природный газ)

Учитель. Если посмотреть на эту таблицу , то можно сделать вывод , Нефть и газ, например, добывают подземным способом, используя скважины. Глубоко расположенные твердые ископаемые добывают в шахтах. Большую часть сырья для производства строительных материалов, добывают открытым способом в карьерах. В нашей стране имеются почти все виды полезных ископаемых . Наша страна занимает первое место в мире по запасам природного газа и входит в число ведущих продавцов нефти.

Нефть добывают на Северном Кавказе, в республиках Чечня и Адыгея.  Поволжье, республики Татарстан и Башкортостан, Западная Сибирь  крупнейшие регионы добычи нефти и газа. Отсюда нефть и природный газ по трубопроводам подаются в другие регионы России и зарубежные страны.

Уголь добывают на северо-востоке европейской части страны, юго-западе России, Урале, юге западной Сибири и на Дальнем Востоке. Большие запасы угля находятся на Среднесибирском плоскогорье и в Якутии.

Россия богата месторождениями железных руд  и руд цветных металлов, которые добывают к югу и востоку от города Курска, а также на Урале, Кольском полуострове, Сибири, и Дальнем Востоке.

В Восточной Сибири и Якутии добывают алмазы и золото.

На Среднерусской и Приволжской возвышенности и на Урале добывают сырье производства строительных материалов; строительные пески , известняк, мел, гипс, торф.

Полезные ископаемые – это природное богатство России. Запасы полезных ископаемых  небесконечны.  Поэтому необходимо бережное отношение к этим природным ресурсам.

4.Физкультминутка

5. Закрепление изученного материала.

– Что такое полезные ископаемые?

-Какие виды полезных ископаемых вам известны?

– Что называется природными ресурсами?

-Показать на карте крупные месторождения природного газа и нефти.

– Какие полезные ископаемые добывают на территории России?

6. Домашнее задание

1 уровень – прочитать текст стр. 14-16, пересказать содержание текста , где говорится в каких краях нашей Родины ведется добыча природного газа и нефти.

2 уровень – прочитать текст стр. 14-16. пересказать содержание текста ,говорится в каких краях нашей Родины ведется добыча железной руды и цветных металлов.

3 уровень – прочитать текст стр. 14-16,показать как обозначаются полезные ископаемые на карте пользуясь приложением стр 2-3.

Источник

География 7 класс _____________________

Тема: ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.

Цель: формирование знаний об полезных ископаемых.

Задачи:

1. Изучить классификацию полезных ископаемых.

2. Определить причины формирования полезных ископаемых.

3. Рассмотреть коллекцию полезных ископаемых.

4. Продолжить формирование умений и навыков работы с картами, атласами, электронным учебником, аналитического мышления.

5. Развить интерес к изучению материков и океанов.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: учебник, физическая карта мира, карта полушарий, коллекция полезных ископаемых, электронный учебник, интерактивная доска.

Методы и методические приемы: фронтальный опрос, рассказ и объяснение, работа с картой, атласом, электронным учебником, коллекцией полезных ископаемых.

Экспресс-план урока:

  1. Организационный момент (2 – 3 мин).

  2. Проверка домашнего задания (10 мин).

  3. Изучение нового материала (27 мин).

  4. Подведение итогов (5 мин).

Ход урока

  1. Организационный момент

(Внимание на организацию принадлежностей к уроку)

2.Проверка домашнего задания

Слайд № 1-2 Покажите на карте:

  1. Среднесибирское плоскогорье

  2. Восточно-Европейская равнина

  3. Западно-Сибирская равнина

  4. Кавказские горы

  5. Армянское и Иранское нагорья

  6. Тибет

  7. Памир

  8. Альпы

  9. Гималаи

  10. Алтай

  11. Саяны

  12. Тянь-Шань

  13. влк. Ключевская Сопка

  14. влк. Кракатау

  15. Скандинавские горы

  16. Уральские горы

  17. Кавказские горы

  18. Горы Альпы

  19. Горы Карпаты

  20. Саяны

  21. Прибайкалье

  22. Горы полуостровов – Аравийского, Индостан и Индокитай.

Ученики сдают на проверку контурную карту.

3.Изучение нового материала

Слайд № 3,4

Полезные ископаемые

магматические осадочные метаморфические

Слайд № 5-7 Иллюстрации

Полезные ископаемые магматического происхождения образуются при подъеме магмы из недр земли. Это, в основном, кристаллические породы и сосредоточены они на поверхности или близких к поверхности земли участках. Месторождения железных руд магматического происхождения.

Устойчивость вольфрама к высоким температурам позволяет изго­тавливать из него нити накала для электроламп. В составе магмати­ческих горных пород иногда встречаются золото и некоторые драго­ценные камни. Дра­гоценные камни – сапфиры, рубины и др.

Задание. Рассмотрите полезные ископаемые в коллекции горных пород.

Слайд № 8-11 Иллюстрации

Полезными ископаемыми осадочного про­исхождения. Они распространены в районах, где много накоплений морских и континентальных отложений. В составе осадочных пород встречаются железные, фосфоритные, бокситовые руды и различные соли. Горючих полезных ископаемых: запасы нефти и газа. Эти запасы образованы в результате длительного залегания органических веществ в составе донных отложений оке­ана. В настоящее время месторождения нефти обнаружены не только на суше, но и на шельфе. Месторождения каменного угля образованы из остатков когда­-то буйной растительности на побережьях древних теплых водоемов.

Слайд № 12-18 Иллюстрации

Фосфориты применяют для произ­водства удобрений. Месторождения бокситов, используемых для по­лучения алюминия. В мелководных озерах и морях добы­вают пищевую и калийную соли.

Задание. Рассмотрите полезные ископаемые в коллекции горных пород.

Слайд № 19-23 Иллюстрации

Метаморфические горные породы образуются в результате изменения осадочных и магматических горных пород под воздействием высоких температур и давления в глубинах Земли. Гнейс, мрамор, сланцы.

Слайд № 24-27 При добыче полезных ископаемых наносится определенный вред окружающей среде: образуются пустые пространства в недрах земли, изменяется характер рельефа, загрязняются воздух, вода и почва, наносится ущерб растениям и животным. Поэтому большое значение имеют эффективное использование минеральных богатств и мероприятия по охране природы в процессе их добычи.

Задание. Рассмотрите полезные ископаемые в коллекции горных пород.

Слайд № 28 Задание.Прослушайте аудиоматериал.Пользуясь электронным учебником, посмотрите, как обозначаются на карте полезные ископаемые.

4. Подведение итогов

Слайд № 29 Вопросы:

1. На­зовите полезные ископаемые магматического происхождения.

2. Как образуются и где разме­щены полезные ископаемые осадочного происхождения?

Рефлексия

Выставление оценок

Домашнее задание: § 17, составить свою коллекцию горных пород.

Источник

Источник

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа г.Усть-Илимска»

(ГОКУ СКШ г.Усть-Илимска)

Конспект урока географии

«Месторождения полезных ископаемых в России»

6 класс

Выполнила: учитель географии Меджитова Д.Ш.

2018 г.

Цели урока:

образовательная

познакомить с полезными ископаемыми России, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания; познакомить с условными знаками полезных ископаемых на физической карте России.

Коррекционно-развивающая

научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.

Коррекционно-воспитательная

развитие и коррекция коммуникативных умений учащихся при работе в группе : умение слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация; физическая карта России, карточки с названиями и значками полезных ископаемых, полезные ископаемые из раздаточного материала, атласы, карточки для самостоятельной работы .

Технологии: здоровье сберегающая, личностно-ориентированная.

Тип урока: урок – практическая работа.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Ход урока.

1.Орг.момент

Приветствие,проверка готовности к уроку.

– Ребята, всем внимание

Ведь прозвенел звонок!

Садимся поудобнее –

Начнём скорей урок!

2.Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать карту России. Тему нашего урока вы узнаете разгадав загадку:

Под землёй их добывают,

Приложив немалый труд.

Уголь среди них бывает,

Нефть и газ, и много руд.

-Назовите тему сегодняшнего урока.

(Полезные ископаемые).

Какую проблему сегодня на уроке вы можете перед собой поставить?

1.Познакомимся с полезными ископаемыми их свойствами.

2. Выяснить использование полезных ископаемых.

3.Познакомиться с основными месторождениями полезных ископаемых в России и их обозначением на карте.

Учитель: Давайте вспомним, что такое полезные ископаемые?

Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.

Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.

Учитель: Какие полезные ископаемые вам известны?

Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.

Учитель: На какие группы делятся полезные ископаемые?

Ученик: рудные, топливные и строительные материалы.

3.Основная часть.

Учитель:На уроках природоведения и биологии вы знакомились с образцами полезных ископаемых, изучали их свойства.

Сегодня на уроке вы узнаете:какие полезные ископаемые добывают в нашей стране;

познакомитесь с крупнейшими месторождениями полезных ископаемых;

узнаете, какими условными знаками они обозначаются на физической карте.

А что такое месторождение?

Ответы учащихся:

-Месторождение – это скопление полезных ископаемых в земной коре.

Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде,оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.- Итак Вы становитесь геологами и отправляетесь в экспедицию по своему маршруту.- Какие цели нашей экспедиции? каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец. Напомните мне правила работы в группе.

1. Работать дружно.

2. Уметь слушать мнение своего товарища.

3. Не выкрикивать.

4. Работать тихо

Раздача инструкционных карт и заданий группам. Время выполнения задания 10 мин.

Перед заслушиванием ответов физ.минутка.

Физминутка

Если я называю твердое полезное ископаемое, вы встаете, если жидкое или газообразное, то садитесь. Песок, глина, нефть, уголь, железная руда, газ, гранит, известняк, соль.

Повторили полезные ископаемые, а теперь познакомьте нас с результатами ваших исследований. Заслушиваем ответы учеников. Молодцы, задания выполнили правильно.

Закрепление.

Работа с картами :

Наша страна богата полезными ископаемыми. По запасам многих полезных ископаемых Россия занимает ведущее место.

-Главные природные богатства нашей страны – нефть , природный газ, каменный уголь. В какую группу они входят? Где находятся крупнейшие месторождения этих п/и ?Прикрепите значки на доску. Где находится крупнейшее месторождение железной руды? К какой группе полезных ископаемых относится? Прикрепите значок на карту рядом с месторождением.

Молодцы ребята, вы справились с основной работой.

Подведение итогов урока.

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы поговорили о важных полезных ископаемых, используемых в металлургии, топливной энергетике и др. отраслях народного хозяйства нашей Родины. Вы попробовали себя в роли геологов. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет. Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

Самостоятельная работа.

-А теперь проверим, все ли поняли тему сегодняшнего урока, для этого выполним задания самостоятельно. Слайд. Взаимопроверка и оценивание. Обсуждение и комментирование оценок в группе.

Рефлексия

Что понравилось на уроке?

В чем испытывал затруднение?

Смайлик- впечатление от урока.

Источник