6 класс география тема горные породы и полезные ископаемые

Тема.  Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Дата: 15.11.2013

Планируемые результаты:

предметные:

– должны знать происхождение магматических, осадочных,

   метаморфических горных пород.  

метапредметные:

– должны уметь определять по их признакам наиболее распространенные горные породы, сравнивать;

– приводить примеры горных пород разного происхождения;

– объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами.  

 личностные:  

– проявляют потребность в самовыражении и самореализации.

Характеристика деятельности обучающихся:

– классифицировать горные породы;

– описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции;

– сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Образовательные ресурсы:

– образцы горных пород.

Тип урока: актуализация знаний и умений.

Методы и формы обучения:  рассказ,  беседа, практическая работа.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Повторение изученного материала.

1)Устный опрос по изученной теме:

-Дайте определение понятия «литосфера».

-Что называется внутренними силами Земли?

-Какие процессы происходят под воздействием внешних сил Земли?

-Для чего необходимо изучать внутренние процессы Земли?

 2)Заслушать письмо другу о своем путешествии.

 3)Заинтересовать учеников рассказом о том, что уголь, стержень простого карандаша и алмаз – это «одно и тоже»! (Состоят из углерода – С!)

III.Изучение нового материала.

(В углу доски формируем словарик новых слов и терминов по ъоду изложения нового материала)

1.Рассказ учителя.

-Где вы встречали горные породы?

Горные породы слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от былых времен. Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

В природе известно несколько тысяч видов горных пород. Многие из них человек добывает и использует в хозяйственной деятельности. Можете ли вы привести примеры? (Ученики приводят примеры.)

2.Работа с образцами горных пород.

(Рассматривая горные породы, сразу даем условный знак того или иного полезного ископаемого).

-Рассмотрите образцы горных пород: полевой шпат, слюда, кварц.

Это наиболее распространенные горные породы.

          Полевые шпаты составляют половину массы земной коры. Даже название они получили из-за повсеместного распространения. Они встречаются везде: и в поле, и в горах.

          Кварц – тоже одна из распространенных горных пород. Бесцветный кварц называется горным хрусталем; есть также кварцы других цветов: желтого, коричневого, черного, фиолетового.

-Чем различаются предложенные вам горные породы? (Цветом, блеском, твердостью, прозрачностью). В чем же причина разнообразия горных пород? Главная причина – это различие в условиях их образования и те изменения, которые происходят с ними в земной коре и на поверхности.

Магматические горные породы

         По происхождению горные породы можно разделить прежде всего на магматические и осадочные.

          Все начинается глубоко под землей. Вещество мантии проникает в земную кору.  Оно находится в расплавленном состоянии и называется магмой (от греческого «магма» – густая мазь).

           Магма – расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами воды.

          Горные породы, образованные из расплавленной магмы при ее остывании, называют магматическими. С магматическими горными породами связано большинство месторождений руд металлов.

Вначале возникли породы из магмы,

Они первородные самые как бы,

Тяжелый гранит в глубине остывал,

Базальт на поверхности лавою стал.

Породы весьма симпатичные,

Увесистые, магматичные…

Строение магматических горных пород зависит от скорости остывания магмы.

         На глубине она остывает медленнее. Образуются горные породы глубинные. Например, гранит.

        Магма может подниматься по трещинам и разломам на земную поверхность, при этом застывает быстрее. Образуются излившиеся магматические горные породы. Например, базальт.

         Если магма содержит много газов, то она при излиянии вспенивается, газы улетучиваются, и такая горная порода  имеет губчатое, пористое строение. Например, пемза. Обычно же магматические горные породы плотные, твердые, тяжелые.

Осадочные горные породы

          В отличие от магматических, эти породы образуются только на поверхности земли и на дне водоемов.

          В их образовании большую роль играют внешние силы Земли. Твердые магматические горные породы трескаются, крошатся, и их обломки переносятся в другое место.

-Как вы думаете, под действием каких процессов  происходит разрушение магматических пород? (Ветер, ледник, водный поток.)

          В летнее или дневное время, при солнечном прогревании, породы расширяются, а зимой или в ночное время – охлаждаются, сжимаются. Из-за этого они начинают дробиться, растрескиваться и рассыпаться. Валуны, щебень, галька, песок, глина и ил оседают на дне морей, рек, озер или накапливаются на суше. Поэтому и назвали такие породы осадочными. Можно выделить

Три группы осадочных горных пород:

Первая – обломочные – песок, глина, галька и др. Многие из них используются как строительные материалы.

Вторая – химические – поваренные и калийные соли, гипс. Они широко используются в химической промышленности, в сельском хозяйстве. Они образуются из водных растворов минеральных веществ.

Третья – органические – уголь, нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, мел, известняк и др. Они накопились за миллионы лет на дне водоемов.  Состоят они из останков растений и животных.

…Но прочность – не вечность,

И вот что случается:

Породы выветриванием разрушаются,

Дробятся на глыбы, обломки, пески,

Выносятся водами быстрой реки,

Река их по руслу таскает,

Обкатывает, отлагает.

А там, где горячие воды струятся,

Там в них минералы совсем растворятся.

Когда же раствор остывает,

То соль из него оседает.

А в толще морской или в темном болоте

Вы массу останков животных найдете,

А также растений отмерших останки,

Они образуют породы-осадки.

(Все то, что разрушено, переотложено,

Осело солями, останками сложено…)

3.Физкультминутка.

«Шуршат на дереве листы»

Шуршат на дереве листы,

(Потянуться, руки вверх.)

Шуршат осенние кусты,

(Руки опустить, присесть.)

Шуршит камыш,

(Встать, наклониться влево-вправо.)

И дождь шуршит.

(Ходьба на месте.)

А ты садись и не шурши,

(Приседания.)

И всё красиво напиши.

(Сесть за парты.)

4.Рассказ учителя.

Метаморфические горные породы

          Если осадочные и магматические горные породы попадают на большую глубину, где высокая температура и очень большое давление, то с ними происходят превращения – «метаморфозы». Горные породы изменяются, приобретают новые свойства. Иногда первичные породы так изменяются, что трудно догадаться, какой породой они были до превращения. Только для некоторых горных пород можно с уверенностью установить исходную породу. Так образуется группа метаморфических горных пород.

…Но вот под давлением магма опять

Стремится земную кору разорвать,

И в месте такого вторжения

Наметятся вдруг превращения:

Сыпучий песок превратился в кварцит,

Был мел, очень мягкий, – вдруг мрамор лежит.

Такие породы, весьма специфические,

Зовутся геологами метаморфические.

Можно составить цепочки превращений:

-песок → песчаник → кварцит → кварц;

-известняк → мрамор;

-гранит →гнейс;

-графит →алмаз.

         Со временем твердые метаморфические и магматические породы, оказавшись на поверхности, разрушаются и могут превратиться в осадочные обломочные породы.

          Вывод: земная кора состоит из магматических, осадочных и метаморфических горных порол. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и метаморфическими породами.

5.Работа с учебником.

-Рассмотрите рис.45 на стр.71.

-Перерисовать рис. 45 в тетрадь (дома) и выучить классификацию.

IV.Закрепление изученного.

1)Работа с перфокартами.

2)Рассмотрите таблицу горных пород в школьной коллекции и заполните таблицу:

Название

Цвет

Блеск

Твердость

Происхождение

Применение

3)Дайте определение понятий: горная порода, магма, магматические, метаморфические, осадочные горные породы.

4)Найдите в списках «лишнюю» горную породу:

а) гранит, мрамор, алмаз (гранит – магматическая, остальные – метаморфические);

б) уголь, торф, гипс (гипс – осадочная порода химического происхождения, остальные – органического);

в) щебень, глина, базальт (базальт – магматическая, остальные – осадочные).

V.Домашнее задание.

Прочитать §21 стр.71-73.

Заполнить таблицу в задании 8, подготовить информацию о горных породах (задания 9 и 10) на стр.73.

Можно подобрать стихотворения на русском, украинском и крымскотатарском языках и выпустить буклет «Малахитовая шкатулка».

VI.Дополнительный материал.

Предложить сказки Бажова прочитать.

Можно предложит написать сказку о гномах подземелья и минералах.

Можно предложить собрать свой набор «Горные породы и минералы».

Задание 1.

Захар Загадкин послал своему другу Фоме Отгадкину телеграмму. Помогите её разгадать.

          Прошу выслать почтой 12 образцов горных пород и минералов: ШТАТ, МЕЛЬ, ПЛОТИНА, ДОЛОТО, ГРАФИН, УГОРЬ, МЕРА, ЦИРК, СЛОВО, УПАЛ, ЯНВАРЬ, ПЕНЗА.

Ответ: шпат, медь, платина, золото, графит, уголь, сера, цинк, олово, опал, янтарь, пемза.

Задание 2.

Разгадайте кроссворд. Если в кроссворд вписываются несколько разных минералов, не беда. Это принесет вам дополнительные очки.

Ответ: малахит, гипс, нефелин, магнетит, графит, кварц, слюда, магнезит, олово.

Источник

Тема:  Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.     Свойства горных пород и минералов.

Урок географии  6 класс

Автор: Тарасова Екатерина Александровна

учитель географии и биологии  

МБОУ СОШ № 17 п. Табачный

Майкопского района Республики Адыгея

Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии  горных пород  и полезных  ископаемых.

Задачи:

1.  Продолжить формирование представлений о строении земной коры,

2. Обеспечить усвоение учащимися знаний терминов: «полезные ископаемые», «горные породы», наиболее распространенных горных пород, свойства горных пород и минералов.

3. Создать условия для развития речи, умений работать в группе, умений проектной деятельности.

4. Способствовать развитию товарищеских отношений и взаимопонимания при групповой работе.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: коллекции горных пород и минералов, физическая карта мира, мультимедийный проектор, компьютер, видеоролик.

Некоторые обучающиеся заранее получили задание провести опыт в домашних условиях по предложенной учителем инструкции, а также подготовить отчет о проделанной работе в произвольной форме (презентация, фото- или видеоотчет, устный рассказ и т.д.)

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мобилизация  внимания, раскрытие общей цели урока и плана ее достижения).

  II.  Изучение нового материала

       – Что называется литосферой?

       –  Из каких частей она состоит?

      ( Литосфера – каменная оболочка Земли, включает земную кору и верхнюю часть мантии).

       – Какое строение имеют земная кора и мантия?  

Мантия находится вокруг ядра и составляет основную массу Земли. Ее мощность до 2900км. Температура до 2500 градусов. Состоит из тяжелых минералов, содержащих железо. Вещество мантии находится в твердом состоянии, за исключением мягкой внешней части.

Земная кора. Внешняя оболочка Земли, состоит из различных горных пород. Состоит из трех слоев: осадочного, гранитного, базальтового. Мощность Земной коры под океанами от 5 до 10 км, 35-45км на суше и до 75км в горных районах.

   –  Что такое горные породы?  Приведите пример известной вам горной породы

Горные породы – это вещества, из которых состоит земная кора.  

  –   Что такое минералы?

 Минералы – природные тела однородные по составу и свойствам, образующиеся  в глубинах и на поверхности Земли.

Например, гранит состоит из: кварца, полевого шпата, слюды.

В природе известны несколько тысяч видов минералов и горных пород. Минералы имеют однородный состав. Горные породы более сложны по строению.

И те и другие различаются между собой строением, твердостью, плотностью, цветом, блеском, температурой плавления и другими свойствами.

Главная причина этого – различия в условиях их образования и изменения, которые происходят с ним в земной коре и на ее поверхности.

По происхождению горные породы и минералы можно разделить на магматические,  осадочные, метаморфические.

Магматические горные породы образовались в результате застывания магмы на поверхности  и в глубине Земли.

1 группа  инсценирует извержение вулкана:

Материалы:

  1. Пластилин
  2. Пустой контейнер от фотопленки
  3. 1 столовая ложка пищевой соды
  4. Столовая ложка уксуса

Ход опыта:

  1. Учащиеся заранее вылепили из пластилина «вулкан»
  2. Сделали отверстие на вершине вулкана. Отверстие должно быть достаточно большим, чтобы в него поместилась пустая баночка от фотопленки.
  3. Вставили пустой контейнер в отверстие.
  4. Сначала добавили в пустую баночку пищевую соду, затем уксус. Отступили на шаг назад и наблюдали, как вулкан оживет.

Глубинные:

  1. Образуются из магмы в глубине земной коры.
  2. Застывание магмы на глубине происходит медленно.
  3. Из-за медленного остывания образуются крупные кристаллы. Они хорошо видны в породе
  4. Породы кристаллические, плотные.

Излившиеся:

  1. Образуются из магмы в трещинах и разломах земной коры.
  2. Застывание магмы на глубине происходит быстро.
  3. Кристаллы мелкие, трудно различимые простым глазом.
  4. Горные породы плотные, твердые, тяжелые.

Осадочные горные породы образовались на поверхности Земли в результате осаждения обломков горных пород в воде и на суше.

2 группа учеников за неделю до урока получили задание с помощью подручных средств создать осадочную горную породу по инструкции предложенной учителем, а затем рассказать о том, что получилось.

Материалы:

  1. Стеклянная банка
  2. Цемент
  3. Песок
  4. Гипс
  5. Вода
  6. Пищевой краситель

Инструкция:

  1. Заполняют банку водой
  2. Засыпают в нее слой цемента толщиной примерно 4 см.
  3. Оставить на 2 дня
  4. Засыпать еще один слой, на этот раз из песка, смешанного с цементом. Оставить затвердевать.
  5. Засыпать еще на один слой, на этот раз из гипса и песка. Оставить затвердевать.
  6. Налить немного воды с пищевым красителем.
  7. Насыпать еще один слой гипса и песка. Дать ему затвердеть.
  8. Удалить банку (попроси взрослого сделать это.)

Осадочные обломочные горные породы образуются под влиянием:

  1. ветра,
  2. текучих вод,
  3. колебаний температуры
  4. и других воздействий разрушаются скалы.

Осадочные химического происхождения  образуются из водных растворов минеральных веществ.

Органические осадочного происхождения образуются из остатков растений и животных, накопившихся на дне морей, океанов. Для них характерна слоистость. В течении тысячелетий слои уплотнялись, превращаясь в более плотные породы: песчаники, известняки.

Метаморфические горные породы – это любые породы, которые претерпели значительные изменения под действием высоких температур и давления.

Известняк – мрамор,

Песчаник – кварцит,

Гранит – гнейс

(просмотр видеоролика об образовании метаморфических горных пород)

До сих пор шел рассказ о твердых горных породах. Но есть горные породы жидкие, например нефть, и газообразные — природный газ.

Геологи изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых.

  1. Что называется полезными ископаемыми?

(Горные породы и минералы, используемые человеком в хозяйственной деятельности).

Скопления полезных ископаемых образуют месторождения.

Работа со схемой «Классификация полезных ископаемых».

  1. Закрепление материала: класс делится на 4 команды.

 Узнай горные породы.

Каждой команде предлагаются образцы горных пород из коллекции: торф, уголь, калийная соль, гранит, мрамор, медный колчедан, асбест, слюда, известняк, каменная соль, бурый железняк, красный железняк, пемза. (Учащиеся распознают горные породы с помощью определителя)

Сравнение свойств двух горных пород.

I команда: каменная соль – торф

II команда: медный колчедан – гранит

III команда: уголь – мрамор

IV команда: известняк – красный железняк.

Блиц-опрос:

– Чем сложена земная кора?

– На какие группы по происхождению делятся горные породы и минералы?

– На какие группы делятся магматические горные породы?

– На какие группы делятся осадочные горные породы?

– Как образуются метаморфические горные породы?

Домашнее задание

  1. П.16 – 17
  2. Творческое задание «Минералы – часть нашей жизни»:
  1. Возьми ручку и бумагу
  2. Поброди по дому и запиши все, что, как ты думаешь, изготовлено из минералов.
  3. Напиши список как можно длиннее.

Подсказка: У тебя на кухне есть соль? Из чего сделана ваша плита? Что находится в карандаше?

Источник

Урок географии в 6 классе  

Подготовила и провела учитель географии

МБОУ СОШ №2 п.Клетня

Бородынкина Светлана Ивановна.

Тема «Горные породы и минералы».

Цель:  формирование знаний о горных породах   как  о главной составляющей земной коры.

Формируемые УУД

Предметные: научиться объяснять  особенности образования горных пород, их составе, видах и использовании человеком в хозяйстве;

Личностные: формирование  познавательного интереса к предмету, чувства гордости за страну, богатую полезными ископаемыми.

Метапредметные: продолжить формировать умения составлять описание горных пород;  выделять главное в изучаемом материале; производить анализ результатов сравнения.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация,  коллекция горных пород, учебник, настенная физическая карта полушарий и России.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы.

Ход урока.

  1. Организационный   момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация знаний.

Давайте   вспомним, что изучали мы на прошлом уроке:

Что такое литосфера?

Каково внутреннее строение земного шара?

Для чего изучают внутреннее строение Земли?

Везде ли земная кора имеет одинаковую толщину?

Из каких слоёв состоит земная кора?

Как изучают земную кору?

  1. Изучение нового материала.

       Горные породы окружают нас повсюду. Если за городом вы можете наблюдать их преимущественно в естественном состоянии, то в городе они, в большинстве своем, представлены уже в переработанном виде. Стены и полы наших квартир, дорожное покрытие, элементы зданий и многое, многое другое выполнено из обработанных горных пород.

        Прочитайте текст учебника на с.46

Слайд 5.

         Горные породы – это рыхлые или твердые  природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов.  Вся толща земной  коры  состоит  из разнообразных горных пород, их более  2000 видов. Они различаются между собой по составу, свойствам и происхождению. Каждая горная порода состоит из определенных минералов. Минерал –  это твердое тело природного неорганического происхождения, имеющее кристаллическое строение и состав, который можно выразить химической формулой. То есть минералы – это кристаллы (или кристаллики), их можно пощупать, измерить и  взвесить.

Слайд 6. По происхождению  все горные породы делят на 3  группы: магматические, осадочные и метаморфические.

В ходе изучения горных пород учащиеся заполняют   с. 56 в тетради.

                                                   В начале, возникли породы из магмы,

                                                       Они пеpвоpодные самые как бы,

                                                   Тяжелый гранит, в глубине остывал,

                                                   Базальт на поверхности лавою стал.

                                                        Породы весьма симпатичные,

                                                            Увесистые, магматичные.

Слайд 7.  Магматические горные породы образуются при остывании магмы на глубине или поверхности земной коры.  В зависимости от условий образования магматические породы разделяются: на глубинные  – гранит, базальт; и  излившиеся   – пемза.  

      Глубинные породы образуются на больших глубинах в условиях высоких температуры и давления, медленного и равномерного остывания магмы. 

            Излившиеся породы появляются на поверхности земли в условиях низкой температуры и атмосферного давления при быстрой отдаче теплоты и быстром выделении газообразных веществ из лавы с образованием в ней многочисленных пор, сохраняющихся и после затвердевания.

                                                                 Hо прочность – не вечность,

                                                                      И вот что случается:

                                                        Породы выветриванием pазpушаются,

                                                          Дробятся на глыбы, обломки, пески,

                                                           Выносятся водами быстрой pеки,

                                                                Река их по руслу таскает,

                                                                   Обкатывает, отлагает.

                                                            А там, где горячие воды струятся,

                                                      Там в них минералы совсем pаствоpяться.

                                                                 Когда же pаствоp остывает,

                                                                     То соль из него оседает.

                                                     А в толще морской или в темном болоте,

                                                       Вы массу остатков животных найдете,

                                                        А также, растений отмерших остатки,

                                                              Они образуют поpоды-осадки.

                                                        (Все то, что pазpушено, пеpеотложено,

                                                            Осело солями, остатками сложено.

      Слайд 7.  Осадочные породы образовались на поверхности суши и на дне водоемов из изверженных пород, под влиянием воды, ветра, давления, температуры, углекислого газа и других атмосферных агентов. Характерной особенностью осадочных месторождений, в отличие от магматических, является их пластовое залегание. В зависимости от условий образования эти породы делятся на группы:

  • Обломочные породы, образовавшиеся в результате выветривания (гравий, глина, пески).
  •  Химические породы,  образовавшиеся при испарении древних морей, их характерной чертой является растворимость (каменная соль, калийная соль).
  •  Органические породы, образованные остатками организмов (животных и растений), известняки, ракушечники, мел.

                                                                                      ***                                                                                      

                                                        Hо вот, под давлением, магма опять,

                                                         Стремится земную коpу pазоpвать,

                                                              И в месте такого втоpжения,

                                                            Наметятся, вдруг, пpевpащения:

                                                      Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит,

                                                    Был мел, очень мягкий, вдруг мpамоp лежит.

                                                        Такие породы, весьма специфические,

                                                          Зовутся геологами метаморфическими.

Слайд 9. Горные породы с поверхности Земли могут быть перемещены в результате тектонических движений на глубину. Под воздействием давления, высоких температур эти породы приобретают новые свойства. Так образуются метаморфические горные породы.

Известняк            мрамор

Песчаник            кварцит

Гранит             гнейс.

    Люди используют минералы и горные породы в хозяйственной деятельности и называют их полезными ископаемыми. Сейчас вы выполните з.6 в тетради

Тренировочная практическая работа «Характеристика горных пород»

Название горной породы

Происхождение горной породы

Условия образования

Минеральный состав

Использование в хозяйстве

Свойства пород

Известняк

осадочная

органическая

Кальцит (карбонат кальция CaCO3)

В строительстве, в металлургии (флюс)

Мягкая

 Слоистая, имеет остатки древних организмов

Гипс

осадочная

Химическая

В медицине

Мягкая, рыхлая

Песок

осадочная

обломочная

в строительстве

Сыпучая

Гранит

магматическая

глубинная

Кварц, полевой шпат, слюда.

в строительстве, в качестве облицовочного материала.

Твердая, крупнозернистая,

массивная,

плотная.

Базальт

магматическая

глубинная

Авгит, вулканическое стекло

Базальтовые волокна – утеплители

Пемза

магматическая

излившаяся

Кварц, полевой шпат.

В косметических целях

Твердая, мелкозернистостая,

плотная

Глина

осадочная

обломочная

Каолинит, корунд, полевой шпат,

В косметических целях, изготавливают посуду, поделки, кирпичи.

Мягкая,

 рыхлая

Поваренная соль

осадочная

химическая

хлорид натрия – NaCl;

В приготовлении пищи, для получения соды.

Кристаллическая,

твердая

Гнейс

метаморфическая

Кварц, полевой шпат,

слюда

В строительстве, облицовка  набережных, кладка фундаментов

Зернистая порода,

твердая

Мрамор

метаморфическая

кальцит CaCO3.

В строительстве

Кристаллически-зернистая порода,

Твердая, плотная

IV.  Закрепление.

  На слайде изображены горные породы, назовите их.

  1. Камень для грамотеев. Из него делают грифель для карандашей. (графит)
  2. Белая, её добавляют в пищу и для консервации овощей. (поваренная соль)
  3. Она делает наши пяточки гладкими. (пемза)
  4. Камень горы образует Тайны свято он хранит, Магма камень тот рождает, он называется ? (гранит)

V.  Рефлексия.

Оцените свою работу   на уроке, дополняя предложения:

  1. Мне удалось:
  2. Меня удивило:
  3. Мне понравилось:

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГОРНЫХ ПОРОД

Свойства

Магматические

Метаморфические

Осадочные

Структура (размеры зерен слагающих породу).

Может быть любой: крупнозернистой, среднезернистой, мелкозернистой.

Отдельные зёрна увидеть бывает трудно, но у крупнозернистого мрамора и кварцита можно); чаще – мелкозернистая

Обломки могут быть любыми, чаще мелкозернистая (частицы не выделяются невооружённым взглядом).

Структура (кристаллическая или землистая)

Кристаллическая (на солнечном свете блестит).

Кристаллическая, (иногда кристаллы в виде пластин, как у слюды или в виде волокон, как у асбеста).

Землистая,  (на солнце не блестит).

Текстура (строение породы:

  1. массивная;
  2. слоистая (выражается в чередовании, слоев различного состава, обычно характерно для осадочных пород;
  3. волокнистая.

Массивная (равномернозернистая, без особых рисунков).

Встречаются все из перечисленных.

Массивная, слоистая; (у сыпучих – песок, гравий, галька – текстуры нет).

Твёрдость – мягкость

Твердая.

Твёрдая.

Мягкая.

Плотная – рыхлая

Плотная

Плотная

Плотная или рыхлая

Особые свойства (наблюдаются ли остатки организмов, плотная или рыхлая горная порода, сыпучая.)

Остатки организмов не наблюдаются, плотная.

Иногда наблюдаются в мраморизованных известняках, плотная.

В органических есть признаки остатков древних организмов (отпечатки, следы движения и др.), плотная; рыхлая; сыпучая.

Структура (от латинского – строение) – совокупность признаков строения горной породы, обусловленных размерами, формой и взаимоотношениями ее составных частей.

Текстура горных пород (от латинского – ткань, сплетение) – строение горных пород, обусловленное ориентировкой и распределением ее составных частей.

         Твердость – способность противостоять внешнему механическому воздействию.  

Источник