5b070600 геология и разведка месторождений полезных

Қазақстан Республикасының Министерство
Білім және ғылым образования и науки
министрлігі Республики Казахстан
Д. Серікбаев атындағы ВКГТУ
ШҚМТУ им. Д. Серикбаева
УТВЕРЖДАЮ
декан ГМФ факультета
_____________.
___________________2014 г.
ПЕТРОГРАФИЯ
Силлабус
ПЕТРОГРАФИЯ
Силлабус
Специальность: 5B070600 – Геология и разведка МПИ
Форма обучения: заочная
Курс: 2 (1)
Семестр: 3 (1)
Кол-во кредитов: 3
Кол-во часов: 135
Лекции: 5
Практические занятия: 5 (-)
Лабораторные работы: 5 (10)
СРОП: 10 (15)
СРО: 105
Курсовой проект (работа): –
Экзамен: 2 (1)
Өскемен
Усть-Каменогорск
2014
Силлабус разработан на кафедре «Геологии и горного дела» на основании МУП для студентов специальности 5В070600 – Геология и разведка месторождений полезных ископаемых..
Обсуждено на заседании кафедры Геологии и горного дела
Зав. кафедрой .
Протокол №____ от ____________________г.
Одобрено учебно-методическим советом ГМФ
Председатель .
Протокол №____ от______________________г.
Разработал
преподаватель
Нормоконтролер .
СВЕДЕНИЯ О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ И КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Кафедра «Геологии и горного дела», факультет горно-металлургический (ауд.412 )
Преподаватель, ведущий занятия: , преподаватель.
Телефон рабочий: 540-919
Аудиторные часы и время для консультаций: по расписанию занятий и графику работы преподавателя.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Описание изучаемой дисциплины
Учебная дисциплина Петрография относится к числу фундаментальных геологических дисциплин, изучающих вещество Земли. Для студентов специальности 050706 глубокие и основательные знания петрологии являются обязательными.
1.2 Цели и задачи изучения дисциплины
Основное назначение дисциплины – обучение студентов теоретическим основам и методикам исследования петрологии, что необходимо каждому специалисту, имеющему дело с горными породами и рудами.
Направленность дисциплины заключается в получении теоретических знаний и выработке практических навыков элементарных петрологических исследований.
Целью дисциплины является подготовка квалифицированных специалистов, обладающих (помимо прочего) теоретическими и практическими знаниями в области петрологии.
-  привитие навыков самостоятельных петрологических и петрохимических исследований; получение возможности квалифицированно оценить различие разработки в области петрологии.
 
1.4 Пререквизиты
Для успешного усвоения курса необходимы знания по физике, химии, общей геологии, кристаллографии и минералогии
1.5 Постреквизиты
Курс «Петрография» должен предварять изучение таких геологических дисциплин как литология, геология полезных ископаемых, региональная геология, геотектоника и металлогения
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Тематический план
Наименование темы, ее содержание  | Трудоемкость, ч.  | Рекомендуемая литература  | 
1  | 2  | 3  | 
Лекционные занятия  | ||
Введение в дисциплину | 1 (1)  | |
Модуль 1. Методика петрографических исследований: – устройство поляризационного микроскопа;  | ||
-изучение минералов при одном николе;  | ||
-изучение минералов в скрещенных николях  | ||
Модуль 2. Магматические горные породы: -происхождение и вещественный состав магматических горных пород;  | 1 (1)  | |
-текстуры и структуры магматических горных пород;  | ||
-типизация магматических горных пород;  | 1 (1)  | |
-характеристика типоморфных породных разностей  | ||
Модуль 3. Метаморфические горные породы: – факторы и типы метаморфизма;  | 1 (1)  | |
— вещественный состав, текстуры и структуры метаморфических;  | ||
– фации метаморфизма, фациальная типизация метаморфических пород;  | 1 (1)  | |
-характеристика типоморфных породных разностей  | ||
Семинарские (практические) занятия  | ||
1 Магматические горные породы: -происхождение и вещественный состав магматических горных пород;  | ||
– текстуры и структуры магматических горных пород  | ||
-типизация магматических горных пород;  | ||
-характеристика типоморфных породных разностей  | 2,5 (-)  | |
2 Метаморфические горные породы: – факторы и типы метаморфизма;  | ||
— вещественный состав, текстуры и структуры метаморфических;  | ||
– фации метаморфизма, фациальная типизация метаморфических пород;  | ||
-характеристика типоморфных породных разностей  | 2,5 (-)  | |
Лабораторные занятия  | ||
1 Изучение устройства поляризационного микроскопа  | 1 (1)  | |
2 Изучение минералов при одном николе;  | 1 (2)  | |
3 Изучение минералов в скрещенных николях  | 1 (2)  | |
4 Определение размеров зерен  | ||
5 Изучение микроструктур  | 2 (2)  | |
6 Микроскопические описания ультраосновных и основных магматических пород  | ||
7 Микроскопические описания средних магматических пород  | ||
8 Микроскопические описания кислых магматических пород  | – (1)  | |
9 Микроскопические описания метаморфических пород  | – (2)  | |
Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя  | ||
1 Типизация магматических горных пород  | 2 (3)  | |
2 Микроскопические описания ультраосновных и основных магматических пород  | – (2)  | |
3 Микроскопические описания средних магматических пород  | 2 (2)  | |
4 Микроскопические описания кислых магматических пород  | 2 (2)  | |
5 Типизация метаморфических пород  | 2 (4)  | |
6 Микроскопические описания метморфических пород  | 2 (2)  | |
Самостоятельная работа студента  | ||
1 Происхождение и вещественный состав магматических горных пород  | 10 (10)  | |
2 Текстуры и структуры магматических горных пород  | 19 (19)  | |
3 Характеристика магматических пород  | 19 (19)  | |
4 Вещественный состав, текстуры и структуры метаморфических горных пород  | 19 (19)  | |
5 Фации метаморфизма, фациальная типизация метаморфических пород  | 19 (19)  | |
6 Типизация метаморфических пород  | 19 (19)  | 
2.2 Задания для самостоятельной работы (СРС)
Тема  | Цель и содержание задания  | Рекомендуемая литература  | Продолжительность выполнения  | Форма контроля  | Срок сдачи  | 
1 Происхождение и вещественный состав магматических горных пород  | Закрепление материала. Работа с дополнитель ной литературой  | [1-6]  | Конспект  | ||
2 Текстуры и структуры магматических горных пород  | Знакомство с текстурными и структурными особенностя ми магматиче ских пород  | [1-3, 5,6, 8,9]  | Рисунки, описание  | ||
3 Характеристика магматических пород  | Изучить магма тические поро ды.  | [1-3,5-9]  | конспект  | ||
4 Вещественный состав, текстуры и структуры метаморфических горных пород  | Знакомство с текстурными и структурными особенностями метаморфичес ких пород  | [1-2, 4,6, 8,9]  | Рисунки, Описание  | ||
5 Фации метаморфизма, фациальная типизация метаморфических пород  | Изучить фа ции метамор физма  | [1,2,4,6]  | Схема, таблицы  | ||
6 Типизация метаморфических пород  | Изучить метаморфические породы.  | [1,2,4,6]  | Конспект  | 
2.3 График выполнения и сдачи заданий по дисциплине*
Вид контроля  | Академический период обучения, неделя  | ||||||||||||||
1  | 2  | 3  | 4  | 5  | 6  | 7  | 8  | 9  | 10  | 11  | 12  | 13  | 14  | 15  | |
Посещаемость  | 1  | 1  | 1  | 1  | 1  | 1  | 1  | 1  | 1  | 1  | 1  | 1  | 1  | 1  | 1  | 
Конспекты лекций  | |||||||||||||||
Устный опрос  | |||||||||||||||
Контрольная работа  | 50  | ||||||||||||||
Тестовый опрос  | 20  | ||||||||||||||
Реферат  | |||||||||||||||
Рубежное тестирование  | 30  | 30  | 30  | 
3 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. , Михина курс петрографии. – М.,Недра, 1972, 334 с.
2. ж., Гильберт (введение в изучение горных пород в шлифах). – М., Издательство иностранной литературы, 1957, 425 с.
3. Даминова магматических горных пород. М., Недра, 1967. 232 с.
Дополнительная литература
4. , , и др. Фации метаморфизма – М., Недра, 1970, 432 с.
5. Классификация и номенклатура магматических торных пород. – М. Недра 1981,157 с.
6. Кузнецов курс петрографии (магматических и метаморфических пород) М. Издательство Московского университета, 1970, 325 с.
7. Лодочников породообразующие минералы. – М., Недра, 1974. 248 с.
8. Оникиенко Исследования породообразующих минералов в прозрачных шлифах. – М., Недра, 1971, 127с.
9. пределение прозрачных минералов под микроскопом. – М. Недра 1965, 464 с.
4 ОЦЕНКА ЗНАНИЙ
4.1 Требования преподавателя
Требования преподавателя:
– посещение лекционных и практических занятий по расписанию является обязательным;
– присутствие студентов на занятиях проверяется в начале занятий. В случае опоздания студент должен бесшумно войти в аудиторию и включиться в работу, а в перерыве объяснить преподавателю причину опоздания;
– два опоздания на занятия приравниваются к одному пропуску занятия;
– оцениваемые в баллах работы следует сдавать в установленные сроки. За несвоевременную сдачу работ количество баллов снижается. Студенты, не сдавшие все задания, к экзамену не допускаются;
– повторное прохождение студентом рубежного контроля, в случае получения неудовлетворительной оценки, не допускается;
– студенты, получившие средний рейтинг Рср = (Р1 + Р2)/2 менее 50%, к экзамену не допускаются;
– в течение занятий мобильные телефоны должны быть отключены;
– студент обязан приходить на занятия в деловой одежде.
4.2 Критерии оценки
Оценка всех видов заданий осуществляется по 100-балльной системе.
Текущий контроль проводится на каждой неделе и включает контроль посещения лекций, практических занятий и выполнение самостоятельной работы.
Рубежный контроль знаний проводится на 7 и 15 неделях семестра в форме тестирования. Рейтинг складывается, исходя из следующих видов контроля*:
Аттестационный период  | Вид контроля, удельный вес, %  | |||||||
Посещаемость  | Конспекты лекций  | Устный опрос  | Контрольная работа  | Тестовый опрос  | Реферат  | Эссе  | Рубежное тестирование  | Всего  | 
Рейтинг 1  | 5  | 50  | 20  | –  | 30  | 100  | ||
Рейтинг 2  | 5  | 50  | 20  | –  | 30  | 100  | 
Экзамен по дисциплине проходит во время экзаменационной сессии в устной форме.
Итоговая оценка знаний студента по дисциплине включает:
– 40% результата, полученного на экзамене;
– 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
, (1)
где Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно;
Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Оценка по буквенной системе  | Цифровой эквивалент баллов  | Процентное содержание, %  | Оценка по традиционной системе  | 
А  | 4,0  | 95–100  | Отлично  | 
А–  | 3,67  | 90–94  | |
В+  | 3,33  | 85–89  | Хорошо  | 
В  | 3,0  | 80–84  | |
В–  | 2,67  | 75–79  | |
С+  | 2,33  | 70–74  | Удовлетворительно  | 
С  | 2,0  | 65–69  | |
С–  | 1,67  | 60–64  | |
D+  | 1,33  | 55–59  | |
D  | 1,0  | 50–54  | |
F  | 0–49  | Неудовлетворительно  | 
4.3 Материалы для итогового контроля
Итоговый контроль будет осуществляться в виде устного экзамена.
Источник
Министерство Образования и Науки Республики Казахстан
Казахский Национальный Исследовательский Технический Университет имени
Институт Геологии и Нефтегазового Дела имени К. Турысова
Кафедра «Геологической съемки, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых»
«Утверждаю»
Директор института ГиНГД
________________
«____»_______________2016 г.
Программа курса (Syllabus)
по дисциплине
«Рудничная геология»
Специальность «5В070600 – «Геология и разведка месторождений полезных ископаемых»
3 кредита (2/1/0)
Преподаватели: кандидат геолого-минералогических наук, ассоциированный профессор кафедры ГСПиРМПИ,
Контактные данные: madeniet. *****@***ru
Кабинет: 219ГУК
Офис-часы: пятница, 1200—1600 ГУК219
Цели и задачи курса:
Цели дисциплины:
-  научить студентов-выпускников приемам работы по геологическому обслуживанию и  сопровождению горных и горно-подготовительных работ; знать основы геологической документации, опробования горных и развдочных выработок; уметь проводить основные работы по подсчету запасов полезных ископаемых; уметь составлять государственную отчетность по запасам, по условиям выполнения контрактных условий.
 
Задачи изучения дисциплины:
В результате изучения дисциплины студенты должны овладеть основами методики и практики геологического обслуживания горного производства, подсчета и учета запасов, составлению государственного баланса запасов полезных ископаемых.
При завершении дисциплины студенты должны быть способны:
– провести подсчет запасов руд и металлов различными методами в том числе с применением компьютерной техники;
– квалифицированно исполнять геологическую документацию, опробование руд и пород;
– выполнить работ по планированию работ по эксплуатационной разведке, добыче руд.
Пререквизиты: минералогия, кристаллография, петрография, общая геология, геология месторождений полезных ископаемых, геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых.
Понедельный график занятий:
№ Недели  | Наименование тем  | |
1.  | Лекция 1  | Введение. Основные задачи геологической службы на горнодобывающих предприятиях.  | 
Лабораторное занятие 1  | Составление погоризонтных геологических планов по данным горных выработок и разведочно-эксплуатационных буровых скважин.  | |
2.  | Лекция 2  | Стадийность проведения геологоразведочных работ.  | 
Лабораторное занятие 2  | Составление погоризонтных геологических планов по данным горных выработок и разведочно-эксплуатационных буровых скважин.  | |
3.  | Лекция 3  | Эксплуатационная разведка при открытом способе разработки месторождений.  | 
Лабораторное занятие 3  | Составление геологических рабочих разрезов по данным горно-разведочных работ.  | |
4.  | Лекция 4  | Эксплуатационная разведка при подземной разработке месторождений.  | 
Лабораторное занятие 4  | Составление геологических рабочих разрезов по данным горно-разведочных работ.  | |
5.  | Лекция 5  | Опробование при эксплуатационной разведке и разработке месторождений  | 
Лабораторное занятие 5  | Подсчет запасов методом геологических блоков  | |
6.  | Лекция 6  | Подготовка проб к испытаниям и анализам. Стандарты опробования.  | 
Лабораторное занятие 6  | . Подсчет запасов методом геологических блоков  | |
7.  | Лекция 7  | Контроль и роль, значение опробования в управлении качеством добываемой продукции(руд, пород). Методы управления качеством.  | 
Лабораторное занятие 7  | . Подсчет запасов методом эксплуатационных блоков  | |
8  | Лекция 8  | Геофизические исследования(работы) на горно-добывающих предприятиях.  | 
Лабораторное занятие 8  | . . Подсчет запасов методом эксплуатационных блоков  | |
9  | Лекция 9  | Гидрогеологические и инженерно-геологические исследования(работы) на горно-добывающих предприятиях.  | 
Лабораторное занятие 9  | Подсчет запасов методом разрезов.  | |
10  | Лекция 10  | Геологические наблюдения и документация на горно-добывающих предприятиях.  | 
Лабораторное занятие 10  | Подсчет запасов методом разрезов.  | |
11  | Лекция 11  | Подсчет и учет движения запасов, потерь и разубоживания при разработке месторождений. Технико-экономическое обоснование кондиций.  | 
Лабораторное занятие 11  | Оконтуривание рудных тел различными способами.  | |
12  | Лекция 12  | Промышленные запасы и их классификация.  | 
Лабораторное занятие 12  | Оконтуривание рудных тел различными способами.  | |
13  | Лекция 13  | Сопоставление данных разведки с результатами разработки месторождений.  | 
Лабораторное занятие 13  | Опробование, способы, виды. Геофизические аппараты для опробования.  | |
14  | Лекция 14  | Планирование, учет и контроль горно-добычных работ.  | 
Лабораторное занятие 14  | Составление схем обработки проб для химического анализа.  | |
15  | Лекция 15  | Государственный баланс запасов. Охрана недр при разработке месторождений.  | 
Лабораторное занятие 15  | Структура содержание отчета с подсчетом запасов для предоставления в ГКЗ РК.  | 
Рекомендуемая литература
Основная литература
, , и др. Рудничная геология. Учебное пособие для вузов.—М., Недра, 1986. , Быбочкин геология.—М, Недра, 1978. , . Кеніштік геология. Оқу құралы. Алматы. 2014.
Дополнительная литература
4. Горно-геологический справочник по разработке рудных месторождений под редакцией , и др. в 2-х томах, Алматы 1997.
Система оценки знаний студентов:
Календарный график сдачи всех видов контроля по дисциплине 
«Рудничная геология»
Виды контроля  | Недели  | Общая оценка  | |||||||||||||
1  | 2  | 3  | 4  | 5  | 6  | 7  | 8  | 9  | 10  | 11  | 12  | 13  | 14  | 15  | 16-17  | 
Лабораторные работы  | Л1  | Л2  | Л3  | Л4  | Л5  | Л6  | Л7  | Л8  | Л9  | Л10  | Л11  | Л12  | Л13  | 50  | |
Рубежный контроль  | РК1  | РК2  | 5+5  | ||||||||||||
Финальный экзамен  | Э  | 40  | |||||||||||||
Итого:  | 100  | ||||||||||||||
Комментарии: Виды контроля: Л – лабораторная работа, РК – рубежный контроль, Э – экзамен.  | 
Политика курса:
-  Студенты, которые заработали менее 50 процентов семестровой оценки (30 баллов), считаются недопущенными к финальному экзамену и получают “F” как семестровую оценку. Студенты, которые набирают менее 50 процентов на финальном экзамене, считаются провалившими предмет и получают “F” как семестровую оценку. Нет пересдач лабораторных работ и рубежных контролей. Лабораторные работы должны сдаваться вовремя, за каждый просроченный день отнимаются баллы.
 
Политика посещаемости
-  Студент обязан посещать все занятия. Студенты, имеющие более 20 процентов пропусков от общего количества занятий, не допускаются на финальный экзамен и получают “F” как семестровую оценку. Преподаватель имеет право отказать студенту в приеме того или иного лабораторного  задания или пересдать экзамен если студент отсутствовал на занятиях.
 
Академическая честность
-  Профессиональная этика инженеров требует, что ни один студент инженерно-технического института не должен позволять себе участвовать в обмане любого типа. Плагиат является одной формой обмана. Вы можете использовать другую работу, но только при условии ссылки. В том случае, когда происходит обман, будет составлен рапорт директору института и в отношении студентов будут приняты соответствующие меры.
 
Силлабус рассмотрен на заседании кафедры «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»
«__» ______________ 2016 г. Протокол № __________
Зав. кафедрой ГСПиРМПИ
Составитель
Источник
Геология и разведка месторождений полезных ископаемых, Авдонина В.В., 2011.
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Геология» (квалификация «бакалавр»).
В учебнике кратко изложены сведения об условиях формирования, закономерностях размещения месторождений полезных ископаемых, охарактеризованы главнейшие геолого-промышленные типы рудных месторождений и их связь с геологическими формациями. Рассмотрены современные поисковые методики. Впервые подробно описаны методы построения компьютерных моделей, указаны направления их использования. Приведены основные сведения о способах разработки месторождений.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования.

Генетическая классификация.
Месторождения полезных ископаемых формируются в земной коре в результате разнообразных геологических процессов — магматических, осадочных, метаморфических. В соответствии с этим все месторождения разделяются на три крупные серии — магматогенную, седиментогенную, метаморфогенную. Согласно классификации В.И.Смирнова, серии подразделяются на группы, а группы — на классы (табл. 1.1). Каждый класс представлен, как правило, большим количеством геолого-промышленных типов.
Месторождения полезных ископаемых известны в пределах всех крупнейших структур Земли — на платформах, геосинклинальных складчатых поясах, в Мировом океане. Они формировались в течение длительного времени практически на всех ступенях развития структур. Образование наиболее древних месторождений относят к начальным стадиям формирования земной коры, возраст их оценивается цифрами порядка 3 800 — 2 800 млн лет. Наиболее молодые месторождения образуются в настоящее время, буквально на наших глазах. Время формирования конкретных месторождений различно, но соизмеримо с геологическим временем образования рудоносных комплексов горных пород и изменяется от нескольких десятков тысяч лет (накопление некоторых соляных залежей) до нескольких десятков (угленосные толщи) и даже нескольких сотен миллионов лет.
Месторождения образуются на различных глубинах в земной коре — от поверхности до границы Мохоровичича (10— 15 км) и, возможно, несколько глубже. Вещество, из которого формируются залежи полезных ископаемых, имеет различное происхождение и поступает из разных источников. Оно может быть ювенильного происхождения и поступать из глубинных частей коры и верхней мантии или выщелачиваться гидротермальными растворами из окружающих пород, может в виде взвесей и растворов сноситься с поверхности континентов при образовании осадочных месторождений и т.д.
Оглавление.
Предисловие.
Введение.
Часть I Геология полезных ископаемых.
Часть II Поиски, разведка и разработка месторождений полезных ископаемых.
Часть III Геология и разведка месторождений океанических железомарганцевых руд.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Геология и разведка месторождений полезных ископаемых, Авдонина В.В., 2011 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать
 – pdf – Яндекс.Диск.
Дата публикации: 09.11.2020 05:44 UTC
Теги:
Геология :: полезные ископаемые :: Авдонина :: 2011
Следующие учебники и книги:
- Определение площадей объектов недвижимости, Коугия В.А., 2013
 - Теплофизические свойстве горных пород, Бабаев В.В., Будымка В.Ф., Сергеева Т.А., 1987
 
Предыдущие статьи:
- Кучное выщелачивание благородных металлов, Фазлуллин М.И., 2001
 - Механика мерзлых грунтов и принципы строительства нефтегазовых объектов в условиях Севера, Карнаухов Н.Н., Кушнир С.Я., Горелов Л.С., Долгих Г.М., 2008
 - Геоэкологическое картографирование, Кочуров Б.И., Шишкина Д.Ю., Антипова А.В., Костовска С.К., 2009
 - Практическое руководство по общей геологии, Короновский Н.В., Гущин А.И., Романовская М.А., Стафеев А.Н., Талицкий В.Г., 2007
 
Источник