5b070600 геология и разведка месторождений полезных
Қазақстан Республикасының Министерство
Білім және ғылым образования и науки
министрлігі Республики Казахстан
Д. Серікбаев атындағы ВКГТУ
ШҚМТУ им. Д. Серикбаева
УТВЕРЖДАЮ
декан ГМФ факультета
_____________.
___________________2014 г.
ПЕТРОГРАФИЯ
Силлабус
ПЕТРОГРАФИЯ
Силлабус
Специальность: 5B070600 – Геология и разведка МПИ
Форма обучения: заочная
Курс: 2 (1)
Семестр: 3 (1)
Кол-во кредитов: 3
Кол-во часов: 135
Лекции: 5
Практические занятия: 5 (-)
Лабораторные работы: 5 (10)
СРОП: 10 (15)
СРО: 105
Курсовой проект (работа): –
Экзамен: 2 (1)
Өскемен
Усть-Каменогорск
2014
Силлабус разработан на кафедре «Геологии и горного дела» на основании МУП для студентов специальности 5В070600 – Геология и разведка месторождений полезных ископаемых..
Обсуждено на заседании кафедры Геологии и горного дела
Зав. кафедрой .
Протокол №____ от ____________________г.
Одобрено учебно-методическим советом ГМФ
Председатель .
Протокол №____ от______________________г.
Разработал
преподаватель
Нормоконтролер .
СВЕДЕНИЯ О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ И КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Кафедра «Геологии и горного дела», факультет горно-металлургический (ауд.412 )
Преподаватель, ведущий занятия: , преподаватель.
Телефон рабочий: 540-919
Аудиторные часы и время для консультаций: по расписанию занятий и графику работы преподавателя.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Описание изучаемой дисциплины
Учебная дисциплина Петрография относится к числу фундаментальных геологических дисциплин, изучающих вещество Земли. Для студентов специальности 050706 глубокие и основательные знания петрологии являются обязательными.
1.2 Цели и задачи изучения дисциплины
Основное назначение дисциплины – обучение студентов теоретическим основам и методикам исследования петрологии, что необходимо каждому специалисту, имеющему дело с горными породами и рудами.
Направленность дисциплины заключается в получении теоретических знаний и выработке практических навыков элементарных петрологических исследований.
Целью дисциплины является подготовка квалифицированных специалистов, обладающих (помимо прочего) теоретическими и практическими знаниями в области петрологии.
- привитие навыков самостоятельных петрологических и петрохимических исследований; получение возможности квалифицированно оценить различие разработки в области петрологии.
1.4 Пререквизиты
Для успешного усвоения курса необходимы знания по физике, химии, общей геологии, кристаллографии и минералогии
1.5 Постреквизиты
Курс «Петрография» должен предварять изучение таких геологических дисциплин как литология, геология полезных ископаемых, региональная геология, геотектоника и металлогения
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Тематический план
Наименование темы, ее содержание | Трудоемкость, ч. | Рекомендуемая литература |
1 | 2 | 3 |
Лекционные занятия | ||
Введение в дисциплину | 1 (1) | |
Модуль 1. Методика петрографических исследований: – устройство поляризационного микроскопа; | ||
-изучение минералов при одном николе; | ||
-изучение минералов в скрещенных николях | ||
Модуль 2. Магматические горные породы: -происхождение и вещественный состав магматических горных пород; | 1 (1) | |
-текстуры и структуры магматических горных пород; | ||
-типизация магматических горных пород; | 1 (1) | |
-характеристика типоморфных породных разностей | ||
Модуль 3. Метаморфические горные породы: – факторы и типы метаморфизма; | 1 (1) | |
— вещественный состав, текстуры и структуры метаморфических; | ||
– фации метаморфизма, фациальная типизация метаморфических пород; | 1 (1) | |
-характеристика типоморфных породных разностей | ||
Семинарские (практические) занятия | ||
1 Магматические горные породы: -происхождение и вещественный состав магматических горных пород; | ||
– текстуры и структуры магматических горных пород | ||
-типизация магматических горных пород; | ||
-характеристика типоморфных породных разностей | 2,5 (-) | |
2 Метаморфические горные породы: – факторы и типы метаморфизма; | ||
— вещественный состав, текстуры и структуры метаморфических; | ||
– фации метаморфизма, фациальная типизация метаморфических пород; | ||
-характеристика типоморфных породных разностей | 2,5 (-) | |
Лабораторные занятия | ||
1 Изучение устройства поляризационного микроскопа | 1 (1) | |
2 Изучение минералов при одном николе; | 1 (2) | |
3 Изучение минералов в скрещенных николях | 1 (2) | |
4 Определение размеров зерен | ||
5 Изучение микроструктур | 2 (2) | |
6 Микроскопические описания ультраосновных и основных магматических пород | ||
7 Микроскопические описания средних магматических пород | ||
8 Микроскопические описания кислых магматических пород | – (1) | |
9 Микроскопические описания метаморфических пород | – (2) | |
Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя | ||
1 Типизация магматических горных пород | 2 (3) | |
2 Микроскопические описания ультраосновных и основных магматических пород | – (2) | |
3 Микроскопические описания средних магматических пород | 2 (2) | |
4 Микроскопические описания кислых магматических пород | 2 (2) | |
5 Типизация метаморфических пород | 2 (4) | |
6 Микроскопические описания метморфических пород | 2 (2) | |
Самостоятельная работа студента | ||
1 Происхождение и вещественный состав магматических горных пород | 10 (10) | |
2 Текстуры и структуры магматических горных пород | 19 (19) | |
3 Характеристика магматических пород | 19 (19) | |
4 Вещественный состав, текстуры и структуры метаморфических горных пород | 19 (19) | |
5 Фации метаморфизма, фациальная типизация метаморфических пород | 19 (19) | |
6 Типизация метаморфических пород | 19 (19) |
2.2 Задания для самостоятельной работы (СРС)
Тема | Цель и содержание задания | Рекомендуемая литература | Продолжительность выполнения | Форма контроля | Срок сдачи |
1 Происхождение и вещественный состав магматических горных пород | Закрепление материала. Работа с дополнитель ной литературой | [1-6] | Конспект | ||
2 Текстуры и структуры магматических горных пород | Знакомство с текстурными и структурными особенностя ми магматиче ских пород | [1-3, 5,6, 8,9] | Рисунки, описание | ||
3 Характеристика магматических пород | Изучить магма тические поро ды. | [1-3,5-9] | конспект | ||
4 Вещественный состав, текстуры и структуры метаморфических горных пород | Знакомство с текстурными и структурными особенностями метаморфичес ких пород | [1-2, 4,6, 8,9] | Рисунки, Описание | ||
5 Фации метаморфизма, фациальная типизация метаморфических пород | Изучить фа ции метамор физма | [1,2,4,6] | Схема, таблицы | ||
6 Типизация метаморфических пород | Изучить метаморфические породы. | [1,2,4,6] | Конспект |
2.3 График выполнения и сдачи заданий по дисциплине*
Вид контроля | Академический период обучения, неделя | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
Посещаемость | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Конспекты лекций | |||||||||||||||
Устный опрос | |||||||||||||||
Контрольная работа | 50 | ||||||||||||||
Тестовый опрос | 20 | ||||||||||||||
Реферат | |||||||||||||||
Рубежное тестирование | 30 | 30 | 30 |
3 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. , Михина курс петрографии. – М.,Недра, 1972, 334 с.
2. ж., Гильберт (введение в изучение горных пород в шлифах). – М., Издательство иностранной литературы, 1957, 425 с.
3. Даминова магматических горных пород. М., Недра, 1967. 232 с.
Дополнительная литература
4. , , и др. Фации метаморфизма – М., Недра, 1970, 432 с.
5. Классификация и номенклатура магматических торных пород. – М. Недра 1981,157 с.
6. Кузнецов курс петрографии (магматических и метаморфических пород) М. Издательство Московского университета, 1970, 325 с.
7. Лодочников породообразующие минералы. – М., Недра, 1974. 248 с.
8. Оникиенко Исследования породообразующих минералов в прозрачных шлифах. – М., Недра, 1971, 127с.
9. пределение прозрачных минералов под микроскопом. – М. Недра 1965, 464 с.
4 ОЦЕНКА ЗНАНИЙ
4.1 Требования преподавателя
Требования преподавателя:
– посещение лекционных и практических занятий по расписанию является обязательным;
– присутствие студентов на занятиях проверяется в начале занятий. В случае опоздания студент должен бесшумно войти в аудиторию и включиться в работу, а в перерыве объяснить преподавателю причину опоздания;
– два опоздания на занятия приравниваются к одному пропуску занятия;
– оцениваемые в баллах работы следует сдавать в установленные сроки. За несвоевременную сдачу работ количество баллов снижается. Студенты, не сдавшие все задания, к экзамену не допускаются;
– повторное прохождение студентом рубежного контроля, в случае получения неудовлетворительной оценки, не допускается;
– студенты, получившие средний рейтинг Рср = (Р1 + Р2)/2 менее 50%, к экзамену не допускаются;
– в течение занятий мобильные телефоны должны быть отключены;
– студент обязан приходить на занятия в деловой одежде.
4.2 Критерии оценки
Оценка всех видов заданий осуществляется по 100-балльной системе.
Текущий контроль проводится на каждой неделе и включает контроль посещения лекций, практических занятий и выполнение самостоятельной работы.
Рубежный контроль знаний проводится на 7 и 15 неделях семестра в форме тестирования. Рейтинг складывается, исходя из следующих видов контроля*:
Аттестационный период | Вид контроля, удельный вес, % | |||||||
Посещаемость | Конспекты лекций | Устный опрос | Контрольная работа | Тестовый опрос | Реферат | Эссе | Рубежное тестирование | Всего |
Рейтинг 1 | 5 | 50 | 20 | – | 30 | 100 | ||
Рейтинг 2 | 5 | 50 | 20 | – | 30 | 100 |
Экзамен по дисциплине проходит во время экзаменационной сессии в устной форме.
Итоговая оценка знаний студента по дисциплине включает:
– 40% результата, полученного на экзамене;
– 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
, (1)
где Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно;
Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | Процентное содержание, % | Оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95–100 | Отлично |
А– | 3,67 | 90–94 | |
В+ | 3,33 | 85–89 | Хорошо |
В | 3,0 | 80–84 | |
В– | 2,67 | 75–79 | |
С+ | 2,33 | 70–74 | Удовлетворительно |
С | 2,0 | 65–69 | |
С– | 1,67 | 60–64 | |
D+ | 1,33 | 55–59 | |
D | 1,0 | 50–54 | |
F | 0–49 | Неудовлетворительно |
4.3 Материалы для итогового контроля
Итоговый контроль будет осуществляться в виде устного экзамена.
Министерство Образования и Науки Республики Казахстан
Казахский Национальный Исследовательский Технический Университет имени
Институт Геологии и Нефтегазового Дела имени К. Турысова
Кафедра «Геологической съемки, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых»
«Утверждаю»
Директор института ГиНГД
________________
«____»_______________2016 г.
Программа курса (Syllabus)
по дисциплине
«Рудничная геология»
Специальность «5В070600 – «Геология и разведка месторождений полезных ископаемых»
3 кредита (2/1/0)
Преподаватели: кандидат геолого-минералогических наук, ассоциированный профессор кафедры ГСПиРМПИ,
Контактные данные: madeniet. *****@***ru
Кабинет: 219ГУК
Офис-часы: пятница, 1200—1600 ГУК219
Цели и задачи курса:
Цели дисциплины:
- научить студентов-выпускников приемам работы по геологическому обслуживанию и сопровождению горных и горно-подготовительных работ; знать основы геологической документации, опробования горных и развдочных выработок; уметь проводить основные работы по подсчету запасов полезных ископаемых; уметь составлять государственную отчетность по запасам, по условиям выполнения контрактных условий.
Задачи изучения дисциплины:
В результате изучения дисциплины студенты должны овладеть основами методики и практики геологического обслуживания горного производства, подсчета и учета запасов, составлению государственного баланса запасов полезных ископаемых.
При завершении дисциплины студенты должны быть способны:
– провести подсчет запасов руд и металлов различными методами в том числе с применением компьютерной техники;
– квалифицированно исполнять геологическую документацию, опробование руд и пород;
– выполнить работ по планированию работ по эксплуатационной разведке, добыче руд.
Пререквизиты: минералогия, кристаллография, петрография, общая геология, геология месторождений полезных ископаемых, геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых.
Понедельный график занятий:
№ Недели | Наименование тем | |
1. | Лекция 1 | Введение. Основные задачи геологической службы на горнодобывающих предприятиях. |
Лабораторное занятие 1 | Составление погоризонтных геологических планов по данным горных выработок и разведочно-эксплуатационных буровых скважин. | |
2. | Лекция 2 | Стадийность проведения геологоразведочных работ. |
Лабораторное занятие 2 | Составление погоризонтных геологических планов по данным горных выработок и разведочно-эксплуатационных буровых скважин. | |
3. | Лекция 3 | Эксплуатационная разведка при открытом способе разработки месторождений. |
Лабораторное занятие 3 | Составление геологических рабочих разрезов по данным горно-разведочных работ. | |
4. | Лекция 4 | Эксплуатационная разведка при подземной разработке месторождений. |
Лабораторное занятие 4 | Составление геологических рабочих разрезов по данным горно-разведочных работ. | |
5. | Лекция 5 | Опробование при эксплуатационной разведке и разработке месторождений |
Лабораторное занятие 5 | Подсчет запасов методом геологических блоков | |
6. | Лекция 6 | Подготовка проб к испытаниям и анализам. Стандарты опробования. |
Лабораторное занятие 6 | . Подсчет запасов методом геологических блоков | |
7. | Лекция 7 | Контроль и роль, значение опробования в управлении качеством добываемой продукции(руд, пород). Методы управления качеством. |
Лабораторное занятие 7 | . Подсчет запасов методом эксплуатационных блоков | |
8 | Лекция 8 | Геофизические исследования(работы) на горно-добывающих предприятиях. |
Лабораторное занятие 8 | . . Подсчет запасов методом эксплуатационных блоков | |
9 | Лекция 9 | Гидрогеологические и инженерно-геологические исследования(работы) на горно-добывающих предприятиях. |
Лабораторное занятие 9 | Подсчет запасов методом разрезов. | |
10 | Лекция 10 | Геологические наблюдения и документация на горно-добывающих предприятиях. |
Лабораторное занятие 10 | Подсчет запасов методом разрезов. | |
11 | Лекция 11 | Подсчет и учет движения запасов, потерь и разубоживания при разработке месторождений. Технико-экономическое обоснование кондиций. |
Лабораторное занятие 11 | Оконтуривание рудных тел различными способами. | |
12 | Лекция 12 | Промышленные запасы и их классификация. |
Лабораторное занятие 12 | Оконтуривание рудных тел различными способами. | |
13 | Лекция 13 | Сопоставление данных разведки с результатами разработки месторождений. |
Лабораторное занятие 13 | Опробование, способы, виды. Геофизические аппараты для опробования. | |
14 | Лекция 14 | Планирование, учет и контроль горно-добычных работ. |
Лабораторное занятие 14 | Составление схем обработки проб для химического анализа. | |
15 | Лекция 15 | Государственный баланс запасов. Охрана недр при разработке месторождений. |
Лабораторное занятие 15 | Структура содержание отчета с подсчетом запасов для предоставления в ГКЗ РК. |
Рекомендуемая литература
Основная литература
, , и др. Рудничная геология. Учебное пособие для вузов.—М., Недра, 1986. , Быбочкин геология.—М, Недра, 1978. , . Кеніштік геология. Оқу құралы. Алматы. 2014.
Дополнительная литература
4. Горно-геологический справочник по разработке рудных месторождений под редакцией , и др. в 2-х томах, Алматы 1997.
Система оценки знаний студентов:
Календарный график сдачи всех видов контроля по дисциплине
«Рудничная геология»
Виды контроля | Недели | Общая оценка | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16-17 |
Лабораторные работы | Л1 | Л2 | Л3 | Л4 | Л5 | Л6 | Л7 | Л8 | Л9 | Л10 | Л11 | Л12 | Л13 | 50 | |
Рубежный контроль | РК1 | РК2 | 5+5 | ||||||||||||
Финальный экзамен | Э | 40 | |||||||||||||
Итого: | 100 | ||||||||||||||
Комментарии: Виды контроля: Л – лабораторная работа, РК – рубежный контроль, Э – экзамен. |
Политика курса:
- Студенты, которые заработали менее 50 процентов семестровой оценки (30 баллов), считаются недопущенными к финальному экзамену и получают “F” как семестровую оценку. Студенты, которые набирают менее 50 процентов на финальном экзамене, считаются провалившими предмет и получают “F” как семестровую оценку. Нет пересдач лабораторных работ и рубежных контролей. Лабораторные работы должны сдаваться вовремя, за каждый просроченный день отнимаются баллы.
Политика посещаемости
- Студент обязан посещать все занятия. Студенты, имеющие более 20 процентов пропусков от общего количества занятий, не допускаются на финальный экзамен и получают “F” как семестровую оценку. Преподаватель имеет право отказать студенту в приеме того или иного лабораторного задания или пересдать экзамен если студент отсутствовал на занятиях.
Академическая честность
- Профессиональная этика инженеров требует, что ни один студент инженерно-технического института не должен позволять себе участвовать в обмане любого типа. Плагиат является одной формой обмана. Вы можете использовать другую работу, но только при условии ссылки. В том случае, когда происходит обман, будет составлен рапорт директору института и в отношении студентов будут приняты соответствующие меры.
Силлабус рассмотрен на заседании кафедры «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»
«__» ______________ 2016 г. Протокол № __________
Зав. кафедрой ГСПиРМПИ
Составитель
Геология и разведка месторождений полезных ископаемых, Авдонина В.В., 2011.
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Геология» (квалификация «бакалавр»).
В учебнике кратко изложены сведения об условиях формирования, закономерностях размещения месторождений полезных ископаемых, охарактеризованы главнейшие геолого-промышленные типы рудных месторождений и их связь с геологическими формациями. Рассмотрены современные поисковые методики. Впервые подробно описаны методы построения компьютерных моделей, указаны направления их использования. Приведены основные сведения о способах разработки месторождений.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования.
Генетическая классификация.
Месторождения полезных ископаемых формируются в земной коре в результате разнообразных геологических процессов — магматических, осадочных, метаморфических. В соответствии с этим все месторождения разделяются на три крупные серии — магматогенную, седиментогенную, метаморфогенную. Согласно классификации В.И.Смирнова, серии подразделяются на группы, а группы — на классы (табл. 1.1). Каждый класс представлен, как правило, большим количеством геолого-промышленных типов.
Месторождения полезных ископаемых известны в пределах всех крупнейших структур Земли — на платформах, геосинклинальных складчатых поясах, в Мировом океане. Они формировались в течение длительного времени практически на всех ступенях развития структур. Образование наиболее древних месторождений относят к начальным стадиям формирования земной коры, возраст их оценивается цифрами порядка 3 800 — 2 800 млн лет. Наиболее молодые месторождения образуются в настоящее время, буквально на наших глазах. Время формирования конкретных месторождений различно, но соизмеримо с геологическим временем образования рудоносных комплексов горных пород и изменяется от нескольких десятков тысяч лет (накопление некоторых соляных залежей) до нескольких десятков (угленосные толщи) и даже нескольких сотен миллионов лет.
Месторождения образуются на различных глубинах в земной коре — от поверхности до границы Мохоровичича (10— 15 км) и, возможно, несколько глубже. Вещество, из которого формируются залежи полезных ископаемых, имеет различное происхождение и поступает из разных источников. Оно может быть ювенильного происхождения и поступать из глубинных частей коры и верхней мантии или выщелачиваться гидротермальными растворами из окружающих пород, может в виде взвесей и растворов сноситься с поверхности континентов при образовании осадочных месторождений и т.д.
Оглавление.
Предисловие.
Введение.
Часть I Геология полезных ископаемых.
Часть II Поиски, разведка и разработка месторождений полезных ископаемых.
Часть III Геология и разведка месторождений океанических железомарганцевых руд.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Геология и разведка месторождений полезных ископаемых, Авдонина В.В., 2011 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать
– pdf – Яндекс.Диск.
Дата публикации: 09.11.2020 05:44 UTC
Теги:
Геология :: полезные ископаемые :: Авдонина :: 2011
Следующие учебники и книги:
- Определение площадей объектов недвижимости, Коугия В.А., 2013
- Теплофизические свойстве горных пород, Бабаев В.В., Будымка В.Ф., Сергеева Т.А., 1987
Предыдущие статьи:
- Кучное выщелачивание благородных металлов, Фазлуллин М.И., 2001
- Механика мерзлых грунтов и принципы строительства нефтегазовых объектов в условиях Севера, Карнаухов Н.Н., Кушнир С.Я., Горелов Л.С., Долгих Г.М., 2008
- Геоэкологическое картографирование, Кочуров Б.И., Шишкина Д.Ю., Антипова А.В., Костовска С.К., 2009
- Практическое руководство по общей геологии, Короновский Н.В., Гущин А.И., Романовская М.А., Стафеев А.Н., Талицкий В.Г., 2007