4 класс практическая работа полезные ископаемые казахстана
Деление
на группы с помощью карточек с названиями
полезных ископаемых:
рудные ископаемые – алюминий, золото, медь,
серебро, железо, свинец.
горючие ископаемые – каменный уголь, нефть,
бурый уголь, природный газ, антрацит, торф.
нерудные ископаемые – соль, фосфор, гранит,
песок, глина, мрамор.
– Ребята, что обозначают слова на ваших
карточках? (Полезные ископаемые).
Выбираю по одному представителю каждой группы,
например: медь, соль, уголь.
– На какие группы можно разбить полезные
ископаемые?
(Рудные, нерудные, горючие полезные ископаемые).
Психологический настрой.
– Распределитесь по группам и скажите пожелания
командам соперников.
2. Актуализация знаний. Кластер.
– Ребята, каждая из команд представляет группу
полезных ископаемых. Составьте кластер о группе
ваших полезных ископаемых.
(Каждая команда представляет свой кластер).
За лучший кластер, где тема раскрыта наиболее
подробно, команды дарят друг другу смайлики.
3. Определение темы урока.
– Выполнив эту работу, как вы думаете, как
называется тема нашего урока? (Полезные
ископаемые. Закрепление.)
4. Физкультминутка.
Тихо все ребята встали.
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.
5. Работа по теме урока.
– Посмотрите на физическую карту нашей страны.
Какие полезные ископаемые есть в нашей стране?
(Перечисление полезных ископаемых).
– Как называются районы, где находятся полезные
ископаемые? (Места, где полезные ископаемые
находятся в количествах, достаточных для
разработки, называются месторождениями).
6. Работа с новым материалом.
– Казахстан богат полезными ископаемыми. Почти
вся таблица Менделеева скрыта в недрах нашей
земли. Таблица Менделеева – это периодическая
таблица химических элементов, с которой вы
познакомитесь в старших классах на уроках химии.
А сейчас отгадайте загадки.
Загадки
1. Чёрный, блестящий,
Помощник настоящий,
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Уголь)
2. Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть)
3. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный
газ)
– К какой группе полезных ископаемых относятся
слова отгадки? (Горючие полезные ископаемые).
– Горючие полезные ископаемые являются –
НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.
Как вы понимаете слово “НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ”?
(Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)
– Горючие полезные ископаемые накапливались в
недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы
имеем возможность пользоваться ими. Если они
невозобновляемые, то, как мы должны их
расходовать? (Рационально, бережно и т.д.).
– Так как они относятся к горючим полезным
ископаемым, то как их надо использовать?
(Аккуратно, осторожно и т.д.).
На доске появляется запись:
ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – невозобновляемые
РАСХОДОВАТЬ – бережно
ИСПОЛЬЗОВАТЬ – осторожно
(Просмотр слайдов и видеороликов о добыче
горючих полезных ископаемых).
– Какими полезными ископаемыми богата наша
область? (Нефтью, газом, солью).
– Ребята, в нашей области есть район Доссор. В
этом районе в 1911 году было открыто первое
нефтяное месторождение. В том году нефтяники
Доссора отмечали 100-летний юбилей. А в 1914 году
было открыто второе нефтяное месторождение в
Макате. Нефть вывозили в бурдюках на верблюдах в
Хиву, так как не было транспортных дорог.
7. Работа с текстом. Инсерт.
Каждая группа получает тексты “Нефть”,
“Уголь”, “Природный газ”.
– Ознакомьтесь с текстами, согласуйте, что для
вас новое, что вас удивило и о чём бы вы еще хотели
узнать. (Дети читают.Обсуждают).
– Перескажите для соседних команд только самую
интересную и новую информацию. (За лучший
пересказ ребята дарят командам смайлики).
8. Работа с тестами. Обобщение.
1. Люди какой профессии отыскивают
месторождения полезных ископаемых в природе?
А) Врачи Б) Строители В) Геологи
2. Какие из полезных ископаемых используются в
строительстве?
А) Песок, глина Б) Гранит, торф В) Каменный уголь,
поваренная соль
3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
А) Оловянная и медная руды Б) Каменный уголь,
природный газ В) Графит, сера
4. Какие полезные ископаемые добывают при
помощи буровых установок?
А) Природный газ, нефть Б) Мрамор, гранит В)
Золото
5. Зачем люди собирают металлолом?
А) Очищается территория от мусора Б) Так
сохраняются запасы руды В) Люди участвуют в
соревнованиях
6. С какими полезными ископаемыми надо
обращаться осторожно?
А) Содержащие руду Б) Нерудные ископаемые В)
Горючие ископаемые
Ребята работают по тестам, звучит приятная
мелодия. Осуществляют самопроверку и выставляют
себе баллы. (Слайды).
9. Творческая работа. Синквейн.
– Каждая команда составляет синквейн о
природном ископаемом, о котором был текст.
Залучший синквей команды награждают друг друга
смайликами.
10. Комментирование оценок.
Выставление оценок за урок.
11. Рефлексия.
– О чём сегодня мы говорили на уроке?
– Чем занимались?
– Что нового вы узнали?
Каждой группе раздаю значки полезных
ископаемых.
– Прикрепите эти значки на физическую карту
Казахстана на те места, где располагаются
месторождения данных полезных ископаемых.
Малая академия искусств имени Нургисы Тлендиева
Горючие полезные ископаемые
(Открытый урок по познанию мира )
Класс: 4 «Б»
Провела: Учитель начальных классов
Куншигарова Ж.К
г. Атырау
Тема: Горючие полезные ископаемые
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с горючими полезными ископаемыми, их свойствами, местами залегания и способами добычи; закреплять навык самостоятельно добывать знания, анализировать материал и делать выводы
Развивающая: развивать речь учащихся, познавательный интерес, самостоятельность, внимание, творческие способности; развивать интерес к предмету
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе и природным богатствам, трудолюбие, старательность, чувство коллективизма.
Тип урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Методы обучения: Словесный, наглядный, частично – поисковый, практический, тестирование
Оборудование: условные обозначения полезных ископаемых, образцы полезных ископаемых, тесты на каждого учащегося, таблицы, кроссворд , карта полезных ископаемых РК.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Начинается урок.
Тут затеи и кроссворды,
И задания для вас!
Пожелаю вам удачи –
За работу в добрый час!
II. Психологический настрой
– Ребята! Я рада видеть Вас и наших гостей. Улыбнитесь друг другу. Скажите, пожалуйста, какое у вас настроение? На что похоже? Сейчас вы по очереди будете говорить, какое у вас настроение, сравнивая с погодой, явлением природы или же с временем года. Начну с себя, моё настроение похоже на солнышко в чистом голубом небе. Учащиеся продолжают. Хорошо, всем удачного урока!
III. Проверка домашнего задания.
– Ребята, домашнее задание проверим с помощью игры «Крестики – нолики». Учитель задает вопросы , а ученики на листочках ставят +, если ответ правильный, 0 – если ответ неправильный.
1. Есть ли на территории республики Казахстан пустыни? +
2. Верно ли, что Казахстан занимает 9-е место в мире по площади? +
3. Имеет ли Казахстан общую границу с Америкой? 0
4. Верно ли, что Астана находится в горной местности? 0
5. Слово «тау» в переводе с казахского означает «цвет»? 0
6. Верно ли, что Казахстан называют «кладовой полезных ископаемых»? +
– Что означает слово «кладовая»? Подберите к данному слову проверочные слова. На доске учитель записывает получившиеся слова.
– Теперь посмотрите на доску, на ней вы видите верный варианты ответов. Возьмем простые карандаши, обменяйтесь тестами и оцените работы друг друга. ( Выставление оценок)
6 – «5» 5 – «4» 4-3 – «3»
IV. Актуализация знаний, умений и навыков учащихся.
На доске модели карточек с нарисованными знаками полезных ископаемых
Железная руда
Медная руда
Алюминий
Полиметаллические руды
– Ребята, что обозначают эти знаки?
– Эти знаки обозначают полезные ископаемые.
– Для чего используют эти знаки?
– Эти знаки используют для обозначения месторождений полезных ископаемых на карте.
– Что мы называем полезными ископаемыми?
– Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности, называют полезными ископаемыми. Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на 2 большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?
Ученики. Железная руда.
Учитель. А нерудные полезные ископаемые еще делятся на 2 подгруппы: строительные и горючие. Заполните схему самостоятельно:
– Какие группы полезных ископаемых мы уже изучили?
– Мы изучили рудные полезные ископаемые. В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?
Ученики. В твердом – гранит, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ.
– Существует подгруппа полезных ископаемых, которые горят, обогревают наши жилища. Ребятишки, как вы, думаете, как называется это группа полезных ископаемых? (горючие полезные ископаемые)
Сегодня на уроке мы познакомимся с горючими полезными ископаемыми. Как вы думаете, почему их так называют?
Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.
Полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
V. Практическая работа учащихся.
Учащиеся вместе с учителем заполняют таблицу «Горючие полезные ископаемые». Каждому ученику заранее раздается бланк для заполнения. После заполнения ученики свои работы складывают в папки по познанию мира.
Название
Состояние
Плотность
Цвет
Горючесть
Использование
Каменный уголь
Твердый
Плотный
Черный
+
Отопление, сырьё для получения красителей, взрывчатых веществ, удобрений, пластмасс, искусственных тканей, лекарственных препаратов
Бурый уголь
Нефть
Природный газ
Торф
Физминутка:
– Здравствуй, солнце золотое!
(Нарисовать руками круг )
– Здравствуй, небо голубое!
(Руки вверх, помахать кистями)
– Здравствуй, вольный ветерок,
(Помахать руками перед лицом)
– Здравствуй, маленький дубок!
(Поднять руки вверх и покачать ими)
– Мы живем в одном краю –
Любим Родину свою.
(Тихо садятся)
VI. Работа по физической карте Казахстана.
Показ месторождений :
Покажите на карте самое крупное месторождение железной руды? Меди?
Самое крупное месторождение железной руды – Соколовско – Сарбайское, другие: в Сарыарке и Северном Приаралье.
Крупное месторождение меди – Жезказган и Конырат в Сарыарке.
Алюминий – в Арколыкском месторождении Костанайской области.
Полиметалические руды – на Алтае.
Газ и нефть – Прикаспийская низменность и полуостров Мангыстау.
Каменный уголь – близ Караганды и Екибастуза.
VII . Обобщение, подведение итогов урока.
Учитель: Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.
По горизонтали:
1. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)
2. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий,
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
3. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
сам он – удобрение. (Известняк)
4. На кухне у мамы – помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)
5. Этот мастер белый – белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
По вертикали:
6. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобиться сразу. ( Глина)
7. Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл,
Ни поднимется ракета. Что же это?(Нефть)
8. Очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Тестирование учащихся по теме «Полезные ископаемые». Проверка по слайду и выставление оценок. (Тест прилагается )
VIII. Итог урока: – На Земле очень много полезных ископаемых. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!
Понравился ли вам урок? Сегодня я узнал (а)_________________
Я научился (лась)__________________
VIII. Домашнее задание
Раздать учащимся карту Республики Казахстан на формате А-4. Задание обозначить условными знаками месторождения горючих полезных ископаемых. Стр.38-42 читать, пересказ.
Тест
Ф.И. ________________________________________________________
1.Месторождение – это…
а) добыча полезных ископаемых
б) скопление полезных ископаемых
в) обогащение полезных ископаемых
2. Допиши:
Полезные ископаемые делятся на группы: Рудные, ………..,………….
3. Установи соответствие знаками.
Каменный уголь
Природный газ
Нефть
4. Крупнейшее месторождение меди в Казахстане?
а) Караганда
б) Жезказган
в) Павлодар
5. Для добычи полезных ископаемых используют:
а) шахты, открытые карьеры, бурение земных слоёв;
б) терриконы, отвалы, озёра;
в) колодцы, шурфы, овраги
6. К горючим полезным ископаемым относятся:
а) соль, гранит, железная руда, уголь;
б) медная руда, железная руда, уголь;
в) каменный уголь, нефть, газ
7. Металлы делятся:
а) на цветные и не цветные
В) на черные и цветные
С) на черные и медные
8.К жидким полезным ископаемым относится:
А) песок, глина;
В) каменный уголь, торф;
С) ртуть, нефть.
9.Каменный уголь, нефть, газ – это …
А) горючие полезные ископаемые;
В) рыхлые полезные ископаемые;
С) рудные полезные ископаемые.
10.К нерудным полезным ископаемым относятся:
А) соль, гранит, песок, глина;
В) медная руда, железная руда;
С) каменный уголь, нефть, газ.
Конспект урока
ФИО педагога: Федорова Екатерина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Полное название ОО (с указанием муниципального образования): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Сарапул
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 «Б»
Учебник (УМК, программа): Программа УМК «Школа России под редакцией А.А.Плешакова, учебники А.А. Плешаков «Окружающий мир»
Тема: Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»
Тип урока: Комбинированый
Оборудование: Ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор, коллекции полезных ископаемых, раздаточный материал: карточки для групп, листы оценивания.
Цель урока: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить имеющиеся знания.
Формировать УУД:
Познавательные УУД: Учиться: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные УУД: Формирование умения: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь работать в группе.
Личностные УУД: Учиться: высказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: Формирование умения: планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Ход урока
Этап урока,
время этапа
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Мотивационно-целевой этап
Здравствуйте, ребята.
Сегодня у нас гости, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.
Садитесь.
Орешек знаний тверд,
Но все же
Мы не привыкли отступать!
Ученику всегда поможет
Простой девиз:
«Хочу все знать!!»
На нашем уроке мы узнаем много интересного и полезного.
Приветствие.
Хочу все знать.
Ориентировочный этап
-Но перед тем как приступить к изучению нового материала давайте, вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
-Можно ли назвать водоемы богатством земли?
-Что еще относится к природным богатствам?
– Послушайте сказку и определите о чем пойдет речь на нашем уроке. Готовы слушать?Внимание!
– Под землей, в темноте, где ничего не видно, попробуй – отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
– Я – соль земли, – говорит соль, – без меня каши не сваришь.
-А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда?
– Кастрюли то делают из алюминия. Без кастрюли никак.
– А на чем варить будете? – Интересуется уголь? – Без топлива в этом деле не обойтись.
– Между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат.
– Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.
-Что же полезного есть в земле?
– Какова тема нашего сегодняшнего урока?
– Какая цель нашего урока?
Давайте составим план нашего урока
Что такое полезные ископаемые. Почему так называют.
Разнообразие полезных ископаемых.
Полезные ископаемые нашего края.
Свойства полезных ископаемых.
– Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?
Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям.
-На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах.
Да. Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.
Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые.
Полезные ископаемые.
Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.
Поисково-исследовательский этап
– Давайте откроем физическую карту России на стр. 58-59 учебника.
-Что нового необычного увидели на карте?
-Кто знает, что они обозначают?
-Все ли значки одинаковые? Почему?
– Какие полезные ископаемые уже знаете?
-Почему же полезные ископаемые находятся на карте в определенных местах?
– А, может быть, мы можем их поместить куда хотим?
-Почему?
– Как вы думаете, как мы можем назвать место, где на карте стоит условное обозначение полезного ископаемого?
-Место, где находится данное полезное ископаемое, называется месторождение.
-Поработайте в парах и выполните задание 1 на стр. 71.
Возьмите лист оценивания. Оцените себе, как ты поработал в паре. Поставь оценку 1 до 5.
– А сейчас давайте откроем атлас Удмуртской Республики и посмотрим, а какие же полезные ископаемые есть в нашем крае.
-Какие же полезные ископаемые есть на территории Удмуртии.
Например, запасы нефти составляют приблизительно 300 млн тонн. 114 месторождений.Крупнейшие Мишкинское, Вятское. Торфа 619 месторождений крупнейшие из них Дзякино, Орловское и Камбарский район. В республике добывают бурый и каменный уголь. Главные угленосные районы Казаковский (в Алнашском районе) и Камбарский. В недрах республики имеются также промышленные запасы известняка, строительного песка и щебня, глины для производства кирпича, строительного камня, песчано-гравийной смеси.
-А еще в Удмуртии есть Волконскоит уникальный минерал, который обнаружен на земном шаре только в России и только в трех местах: Кировской, Пермской областях и в Удмуртии.
Волконскоит имеет красивый зеленый цвет различных оттенков, от светло-зеленого до темно-зеленого. Встречается коричневого и черного цветов, обладает мерцающим блеском, жирный на ощупь. Это превосходная, прочная и красивая природная краска, дающая все оттенки зеленого цвета, не тускнеющие со временем
– Давайте вернемся к рабочей тетради и обведем в кружок обозначения тех полезных ископаемых, которые добывают в Удмуртии.
Значки
Полезные ископаемые
Нет, они разные
Нет
Потому что в одних местах добывают одни полезные ископаемые, а в других другие.
Затрудняются ответить.
Оценивают.
Ответы детей
Практический этап
– Вспомните, как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые?
– Сегодня вы сами побудете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу. Работать будем в группах.
В рот веществ мы брать не будем,
Помнить надо – ядовит!
Избежать, чтоб отравленья,
И здоровью не вредить!
-Цель вашей исследовательской работы: рассмотреть образец полезного ископаемого невооружённым глазом. Установить свойства полезного ископаемого. На работу дается 10 минут. По результату работы каждая группа должна представить отчет о результатах исследовательской работы. Он должен быть интересным и кратким. Результаты работы оформляем в таблицу , а дополнительную информацию вы получите, работая с текстом учебника.
Перед тем как мы начнем, выслушивать группы давайте отдохнем.
Мы геологами станем
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой).
Выступление детей 1 группа
1. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это. (Нефть)
По трубе течет,
пироги печет. (Газ)
Выступление 2 группы
2. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (Каменный уголь)
Выступление 3 группы
3. Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи: (Руда)
Выступление 4 группы
4. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
Выступление 5 группы
5. Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Выступление 6 группы
6.Белый камушек растаял.
На доске следы оставил. (Мел)
-Оцените, пожалуйста, вашу работу в группе. И поставьте в лист оценивания.
Геологи
Работа в группах, заполнение таблиц.
Рефлексивно-оценочный этап
-Какова была цель урока?
– Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?
– На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
– Как вы думаете, где пригодятся вам в жизни полученные знания о полезных ископаемых?
-А теперь оцените свою работу на уроки. Все ли было понятно, активно ли ты работал на уроке, все ли получилось. Поставь в лист оценивания.
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с.149-159 учебника.
2. Выполнить задание 2,4 на с.71,73 рабочей тетради.
Для любознательных
Придумать сказку о полезных ископаемых.
-Чтобы проверить как вы поняли тему нашего урока поиграем в игру. Я буду вам читать утверждения, если оно верное вы хлопаете в ладоши 1 раз, если же не верно, то ничего не делаете.
-Верно ли, что полезные ископаемые – это неживая природа?
-Верно ли, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.
-Верно ли, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?
-Верно ли, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?
-Верно ли, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?
-Верно ли, что месторождения волконскоита находятся в Удмуртии?
-Верно ли, что торф и каменный уголь используют как топливо?
-Верно ли, что в Удмуртской Республике есть месторождения различных полезных ископаемых
Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.
Да.
Да.
Хлопок
Хлопок
Хлопок
Нет
Хлопок
Хлопок
Хлопок
Хлопок
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Люди использовали характеристику свойств полезных ископаемых в пословицах и поговорках. Вот некоторые из них, в которых пропущены названия полезных ископаемых.
Как ни лепи песок, он все рассыпается.
На песке дом не построишь.
Глину не мять — горшков не видать.
Один человек отличается от другого, как алмаз от известняка.
Печаль точит человека, как ржавчина железо.
Железом добывают золото, а золотом железо.
Грызть гранит науки (упорно овладевать знаниями).
Твердый, как гранит (о человеке с твёрдым, непоколебимым характером).
Москва, что гранит, — никто Москву не победит.