1380 полезнейших советов батюшки своим при
Выбрать главу
1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам
От издателей
Один старец сказал: “Хороших и благочестивых священников много, но правильно руководить духовной жизнью человека может один из тысячи — это особый дар Божий”.
Автор советов и наставлений, собранных в нашем издании, отец Валентин (Мордасов) (1998 г.) был именно таким духовником. Все свое свободное от Богослужения время он посвящал пастве. Как к неиссякаемому источнику к нему тянулись страждущие, ищущие духовного вразумления или просто жизненного совета, люди.
Наряду со сложными сугубо личными вопросами, у прихожан и паломников часто возникали вопросы, которые условно можно было бы озаглавить: “Как жить по-христиански?”, “Как спастись” или “Что хорошо знать верующему” и т. п. Таковых вопросов было великое множество и отец Валентин благословил записывать ответы на некоторые наиболее интересные и нужные из них. Батюшка редко говорил что-либо от себя, все его советы основывались на святоотеческом учении. Только те вопросы, которые не имели разъяснения в церковных книгах, с величайшей осторожностью он решал, опираясь на свой огромный духовный опыт и молитву.
Отличаясь большим человеколюбием, отец Валентин не стремился, однако, угодить никому кроме Бога. Он считал, что угождение человеку часто заставляет погрешать против Истины. Поэтому не надо смущаться, если некоторые из его советов покажутся трудновыполнимыми или неправильными. Наша гордость побуждает нас совопросничать, то есть отвечать на предельно ясный ответ новым вопросом. Если идти этим путем, то даже самый полезный совет станет безполезен.
Лучше вспомним, что правда Божия часто неудобна для человеческой немощи и что надо суметь принять горькое лекарство, увидеть свою греховность и подвигнуть свое испорченное существо к покаянию и смирению. Незнание греха не освобождает от ответственности за него, знание — побуждает к борьбе с ним.
Многолетний пастырский опыт отца Валентина, осознание им огромной ответственности за данные советы перед Богом, постоянное молитвенное возношение к Богу о ниспослании духовной рассудительности дают нам возможность надеяться, что его советы, наиболее полно представленные в этой книге, будут весьма полезны для многих и многих верующих.
Сборничек — мал золотник, да дорог — может заменить все “Добротолюбие “
1. Зависит ли наше спасение от внешних обстоятельств?
Наше спасение не зависит ни от чего внешнего: важно не то — знатен или не знатен кто, богат или беден, но — добродетелен ли, верует ли, заботится ли о духовном преуспеянии и любит ли Бога (св. Климент Александрийский).
2. Как жить, чтобы спастись?
Всякое дело благочестия и любви христианской: чтение священных книг, добрые мысли, разговоры полезные, послушание святое, благодарение в искушениях и скорбях, прощение обид — носят печать молитвы и благоухают пред Богом. Все-таки надо себя принуждать, испытывать во всем и стези изнеженности преграждать, тогда труженичество и благочестие обратятся в привычку (старец Иоанн Троицкий).
3. Какие самые большие дары Божии?
Покаяние и Причащение суть большие из всех даров Божиих. Отчасти можно отнести сюда и священные книги (преп. Варсонофий Великий).
4. Чего надобно остерегаться духовному человеку?
Подвижнику добродетели надобно всячески удаляться входящих в ум и сердце ублажающих его мыслей. Сатана весьма изобретателен на злодеяния: когда людей, известных благочестием, он не может отвлечь от драгоценной для них жизни и поведения и склонить к тому, что ему угодно, то он пытается поразить их другим способом. Он хвалит их как людей, достигших совершенства, потом прославляет их как святых, ублажает их как уже ставших друзьями Божиими и достигших до края всякой добродетели. А таким образом породивши в них страсть гордости, возбуждает их во вражде против Бога и, наконец, вырывает их с корнем, подобно некоторому растению. Поэтому, как я сказал, надо удаляться помыслов, ублажающих нас в уме и сердце (свт. Кирилл Александрийский).
5. Какое самое важное дело для христианина?
Самое важнейшее дело — учиться истинной вере (свт. Амвросий Медиоланский).
6. Как получить праведное мышление?
Начало праведного образа мыслей — слушание и чтение Слова Божия и [творений] святых отцов (преп. Ефрем Сирин).
7. Что мы обязаны знать?
Волю Божию и то, какие дела суть добродетели, и какие — грехи, мы все должны знать. И кто сего не делает, тот грешит пред Богом. И выходит, что кто держит себя в темноте и безграмотности, дважды грешит: и тем, что не знает воли Божией, и тем, что не употребляет средств узнать ее и нарочно “держит себя в темноте(свт. Феофан Затворник).
8. Как укрепить себя в Церкви?
Руководством духовного отца, постоянной с ним связью; частым прибеганием к таинствам, тщательным к ним приготовлением, посещением богослужения, домашней молитвой, ежедневным чтением Евангелия, чтением книг религиозного содержания, соблюдением праздников и постов церковного года, дружбой и общением с людьми верующими и церковными.
9. Всегда ли Бог посылает ко мне людей?
Нет, иногда не Бог, а диавол посылает к нам их.
10. Как научиться духовной жизни?
Живя уединенно, испытую Божественные Писания, по заповеди Господней, и их толкование, также и апостольские предания, жития и учения святых отцов и внимаю им; и что согласно моему разумению к угождению Божию и пользе душевной, то переписываю себе и изучаю: в этом жизнь моя и дыхание. Советую поступать так же. Я подаю совет сей ко благу души, предлагая то, что для самого себя считаю полезным (преп. Нил Сорский).
11. Как должно читать Священные Писания?
Чтобы чтение Писаний было полезно, надо: во-первых, перед чтением призвать благодать Духа Святого в помощь себе; во-вторых, читать неспешно, повторяя несколько раз то, что непонятно для тебя; в-третьих, не заботиться о том, чтобы прочитать много; в-четвертых, остерегаться чтения разнокнижного.
12. Можно ли научиться духовной жизни, не обучаясь в духовной школе?
Хотя подвижник Иероним не учился в духовных школах, однако он сам образовал себя духовным чтением и беседами с духовными старцами и опытными религиозными людьми.
13. Какие религии признаются ложными?
Все существующие в мире религии, кроме истинной единой православной, — ложные и не спасают человека. Ложная религия есть посмеяние над людьми. По смерти откроется тотчас, как прочно то, на чем кто основал свою надежду… Какое же ужасающее и раздирающее будет состояние того, кто увидит тогда, что он был обманут (свт. Феофан Затворник).
14. Почему важно окружать себя назиданием в доме и везде где бываешь?
Потому, что каждый предмет в мире и всякое впечатление от предмета вызывает в человеке те или другие мысли, чувствования и желания, ту или другую деятельность, согласные с этими впечатлениями. Вот почему надо окружать себя так, чтобы все тебя назидало. Даже если что не производит худых мыслей и чувств, то отвлекает от главного — спасения души и стремления к Богу… Например, раньше комната христианина всем назидала. На стенах были прибиты листы бумаги различной величины с молитвами и изречениями из Священного Писания; множество икон, картина Страшного суда, фотографии старцев, духовников, схимников, подвижников, монастырей и храмов.
Автор советов и наставлений, собранных в книге, отец Валентин (Мордасов) (1998 г.). Все свое свободное от Богослужения время он посвящал пастве. Как к неиссякаемому источнику к нему тянулись страждущие, ищущие духовного вразумления или просто жизненного совета, люди.
Наряду со сложными сугубо личными вопросами, у прихожан и паломников часто возникали вопросы, которые условно можно было бы озаглавить: “Как жить по-христиански?”, “Как спастись” или “Что хорошо знать верующему” и т. п. Таковых вопросов было великое множество и отец Валентин благословил записывать ответы на некоторые наиболее интересные и нужные из них. Батюшка редко говорил что-либо от себя, все его советы основывались на святоотеческом учении. Только те вопросы, которые не имели разъяснения в церковных книгах, с величайшей осторожностью он решал, опираясь на свой огромный духовный опыт и молитву.
1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам
От издателей
Один старец сказал: “Хороших и благочестивых священников много, но правильно руководить духовной жизнью человека может один из тысячи — это особый дар Божий”.
Автор советов и наставлений, собранных в нашем издании, отец Валентин (Мордасов) (1998 г.) был именно таким духовником. Все свое свободное от Богослужения время он посвящал пастве. Как к неиссякаемому источнику к нему тянулись страждущие, ищущие духовного вразумления или просто жизненного совета, люди.
Наряду со сложными сугубо личными вопросами, у прихожан и паломников часто возникали вопросы, которые условно можно было бы озаглавить: “Как жить по-христиански?”, “Как спастись” или “Что хорошо знать верующему” и т. п. Таковых вопросов было великое множество и отец Валентин благословил записывать ответы на некоторые наиболее интересные и нужные из них. Батюшка редко говорил что-либо от себя, все его советы основывались на святоотеческом учении. Только те вопросы, которые не имели разъяснения в церковных книгах, с величайшей осторожностью он решал, опираясь на свой огромный духовный опыт и молитву.
Отличаясь большим человеколюбием, отец Валентин не стремился, однако, угодить никому кроме Бога. Он считал, что угождение человеку часто заставляет погрешать против Истины. Поэтому не надо смущаться, если некоторые из его советов покажутся трудновыполнимыми или неправильными. Наша гордость побуждает нас совопросничать, то есть отвечать на предельно ясный ответ новым вопросом. Если идти этим путем, то даже самый полезный совет станет безполезен.
Лучше вспомним, что правда Божия часто неудобна для человеческой немощи и что надо суметь принять горькое лекарство, увидеть свою греховность и подвигнуть свое испорченное существо к покаянию и смирению. Незнание греха не освобождает от ответственности за него, знание — побуждает к борьбе с ним.
Многолетний пастырский опыт отца Валентина, осознание им огромной ответственности за данные советы перед Богом, постоянное молитвенное возношение к Богу о ниспослании духовной рассудительности дают нам возможность надеяться, что его советы, наиболее полно представленные в этой книге, будут весьма полезны для многих и многих верующих.
Сборничек — мал золотник, да дорог — может заменить все “Добротолюбие “
1. Зависит ли наше спасение от внешних обстоятельств?
Наше спасение не зависит ни от чего внешнего: важно не то — знатен или не знатен кто, богат или беден, но — добродетелен ли, верует ли, заботится ли о духовном преуспеянии и любит ли Бога (св. Климент Александрийский).
2. Как жить, чтобы спастись?
Всякое дело благочестия и любви христианской: чтение священных книг, добрые мысли, разговоры полезные, послушание святое, благодарение в искушениях и скорбях, прощение обид — носят печать молитвы и благоухают пред Богом. Все-таки надо себя принуждать, испытывать во всем и стези изнеженности преграждать, тогда труженичество и благочестие обратятся в привычку (старец Иоанн Троицкий).
3. Какие самые большие дары Божии?
Покаяние и Причащение суть большие из всех даров Божиих. Отчасти можно отнести сюда и священные книги (преп. Варсонофий Великий).
4. Чего надобно остерегаться духовному человеку?
Подвижнику добродетели надобно всячески удаляться входящих в ум и сердце ублажающих его мыслей. Сатана весьма изобретателен на злодеяния: когда людей, известных благочестием, он не может отвлечь от драгоценной для них жизни и поведения и склонить к тому, что ему угодно, то он пытается поразить их другим способом. Он хвалит их как людей, достигших совершенства, потом прославляет их как святых, ублажает их как уже ставших друзьями Божиими и достигших до края всякой добродетели. А таким образом породивши в них страсть гордости, возбуждает их во вражде против Бога и, наконец, вырывает их с корнем, подобно некоторому растению. Поэтому, как я сказал, надо удаляться помыслов, ублажающих нас в уме и сердце (свт. Кирилл Александрийский).
5. Какое самое важное дело для христианина?
Самое важнейшее дело — учиться истинной вере (свт. Амвросий Медиоланский).
6. Как получить праведное мышление?
Начало праведного образа мыслей — слушание и чтение Слова Божия и [творений] святых отцов (преп. Ефрем Сирин).
7. Что мы обязаны знать?
Волю Божию и то, какие дела суть добродетели, и какие — грехи, мы все должны знать. И кто сего не делает, тот грешит пред Богом. И выходит, что кто держит себя в темноте и безграмотности, дважды грешит: и тем, что не знает воли Божией, и тем, что не употребляет средств узнать ее и нарочно “держит себя в темноте(свт. Феофан Затворник).
8. Как укрепить себя в Церкви?
Руководством духовного отца, постоянной с ним связью; частым прибеганием к таинствам, тщательным к ним приготовлением, посещением богослужения, домашней молитвой, ежедневным чтением Евангелия, чтением книг религиозного содержания, соблюдением праздников и постов церковного года, дружбой и общением с людьми верующими и церковными.
9. Всегда ли Бог посылает ко мне людей?
Нет, иногда не Бог, а диавол посылает к нам их.
10. Как научиться духовной жизни?
Живя уединенно, испытую Божественные Писания, по заповеди Господней, и их толкование, также и апостольские предания, жития и учения святых отцов и внимаю им; и что согласно моему разумению к угождению Божию и пользе душевной, то переписываю себе и изучаю: в этом жизнь моя и дыхание. Советую поступать так же. Я подаю совет сей ко благу души, предлагая то, что для самого себя считаю полезным (преп. Нил Сорский).
11. Как должно читать Священные Писания?
Чтобы чтение Писаний было полезно, надо: во-первых, перед чтением призвать благодать Духа Святого в помощь себе; во-вторых, читать неспешно, повторяя несколько раз то, что непонятно для тебя; в-третьих, не заботиться о том, чтобы прочитать много; в-четвертых, остерегаться чтения разнокнижного.
12. Можно ли научиться духовной жизни, не обучаясь в духовной школе?
Хотя подвижник Иероним не учился в духовных школах, однако он сам образовал себя духовным чтением и беседами с духовными старцами и опытными религиозными людьми.
96. В чем заключается единение духовного отца с его чадом?
Все, что происходит между старцем и его духовными чадами, должно быть тайною, равной исповеди, иначе враг расстроит их духовное единение о Господе.
97. Что такое “мир”?
Слово “мир” означает людей, враждебно настроенных против всего божественного и религиозного; отсюда под словом “мир”, “мирское” разумеется все греховное, всеваемое нам врагом спасения: грехи, пороки, страсти.
98. Служебные дела — суетные или нет?
Дела службы не суетность — это Божии дела. Только делайте их всегда для Бога, а не для чего другого. Равно и по семейной жизни на вас лежит долг… Исполнять его не есть суетность. Только совершайте такие дела по сознанию, что волю Божию исполняете. Суетность — дела по удовлетворению страстей, а также ненужные и безполезные (свт. Феофан Затворник).
99. Как действует встреча на человека?
Даже короткое сближение с другим человеком оставляет отпечаток, то есть или получишь пользу, или вред для души.
100. Что нас сближает с Богом?
Нас сближает с Богом скорбь, теснота, болезнь, труды, если разумно переносим их. Не ропщи на них и не бойся их.
101. Почему надо непрестанно молиться?
Должно непрестанно молиться, чтобы иной какой помысл не вошел в ум наш и, занявши его чем-нибудь, не отлучил нас от Бога (авва Филимон).
102. Покажите пример держания греховных мыслей?
Преп. Феодор говорил монаху Амаису: “Для чего ты представляешь иногда в сердце твоем блудниц и мысленно обнимаешь их, а иногда воображаешь, что ты спишь с законной женой? Сими мыслями ты оскверняешь все тело свое. Для чего ты мечтаешь, что будто сражаешься, что в сражении делаешься победителем и получаешь от начальников золото? Вообще, для чего ты занимаешься мыслями, противными христианина?” (Монах тот был изгнан и в него вошел бес.)
103. Как можно без разума сокрушаться о грехах и поститься?
Я знаю многих, которые плачут о своих грехах, но ничего доброго не делают. Они постятся, а между тем так жадны к деньгам, как ростовщики; предаются гневу, как свирепые звери, и любят о ближнем говорить более зла, нежели другие добра. Это не покаяние. Если мы постимся и вместе с тем питаем в себе гордость, зло, если клеветою съедаем ближнего, то мы не только не получаем пользы, а напротив, делаем себе вред (свт. Иоанн Златоуст).
104. Какой вред бывает для души от слушания музыки и песен?
От мирских песен бывает много вреда, развращения и других зол, ибо все то, что есть в них худого и безнравственного, проникая в душу, расслабляет ее и развращает. Где поются срамные песни, туда стекаются демоны; напротив, где возглашаются духовные песнопения, туда нисходит благодать Святого Духа, которая освящает и уста, и души поющих (свт. Иоанн Златоуст).
105. В чем вынаруживается любовь к Богу?
Любовь к Богу вынаруживается в молитве, в посещении храма, в частом (с приготовлением) причащении Святых Таин Тела и Крови Христовых, охотой к чтению или слышанию Слова Божия и добродетельной христианской жизнью.
106. Всегда ли должно исполнять желания ближних?
Из любви к ближним не должно делать того, чего требуют их прихоти, их незаконные страсти, их безпорядочные привычки. Так же и начальники под предлогом любви не должны подчиненным оказывать неуместную нежность, излишнее снисхождение и потворство (en. Иаков Нижегородский).
107. Как надо сокрушаться о грехах?
И сокрушаться о грехах своих нужно с разумом. Есть и греховное сокрушение о своих грехах. Когда ты занят более своими грехами, нежели Богом, — тогда ты грешишь (en. Иаков Нижегородский).
108. Каков закон должен быть к религиозным книгам?
Закон к религиозным книгам таков: всякое писание и наставление в подвиге, не имеющее ссылок на святых отцов не признавать, как бы красно ни были они написаны.
- Описание
- Отзывы (2)
- О Протоиерей Валентин Мордасов
- Доставка и оплата
Описание
Один старец сказал: «Хороших и благочестивых священников много, но правильно руководить духовной жизнью человека может один из тысячи – это особый дар Божий». Автор советов и наставлений, собранных в настоящем издании, отец Валентин (Мордасов) († 1998 г.) был именно таким духовником. Все свое свободное от Богослужения время он посвящал пастве. Как к неиссякаемому источнику к нему тянулись страждущие, ищущие духовного вразумления или просто жизненного совета, люди.
Книга охватывает самые разные проблемы жизни православного христианина, все стороны его бытовой жизни. Вопросы затрагивают и Священное Писание, и особенности храмовой службы и поведения в храме прихожанина, и проблемы взаимоотношений христианина в семье, с ближними, и важнейшие темы покаяния и молитвы, и различные стороны монашеской жизни, – одним словом, каждый православный христианин найдет здесь много полезного и поучительного для себя. Данная книга выдержала уже несколько изданий и вызвала многочисленные читательские отклики, среди которых были и сетования по поводу неоднозначности ответов на сходные вопросы или же на то, что встречаются ответы, трудно применимые к современной жизни христианина. «Христианину, усердствующему в деле спасения, – учил приснопамятный отец Валентин, – должно стремиться к аскетической жизни. А уж если он не в силах вести строгую жизнь, то знание того приведет его к покаянию и смирению, без которого никто не узрит лица Божия». Издатели этой книги заверяют, что в ней нет ни одного ответа, который противоречил бы или ставил под сомнение какой-либо из аспектов Священного Писания или Предания, наследия святых отцов Православной Церкви, вообще истин и основ христианской православной жизни. Что же касается того или иного совета, то как нет единого лекарства от всех болезней, так и не может быть однозначного ответа на очень многие вопросы современников. В каждом конкретном случае христианин должен прежде всего советоваться со своим духовным отцом, знающим сильные и слабые стороны своего духовного чада, особенности его внешней и внутренней жизни.
О Протоиерей Валентин Мордасов
Замечательный пастырь и подвижник, духовник эпохи Советских гонений на Церковь, отец Валентин Мордасов уделял много времени и написанию духовной литературы. В маленький храм деревни Камно под Псковом ехали и ехали люди со соими нуждами, и находили поддержку и теплое молитвенное сердце отца Валентина.
Проповеди его всегда были направлены на смирение, исправление жизни. У батюшки была очень хорошая духовная библиотека. Он много читал и постепенно приобрел обширнейшие познания. Это помогало ему отвечать на самые сложные вопросы духовной жизни, что было особенно ценно в то время, когда даже самую простую духовную книжицу достать было просто не возможно.
С конца 1984 года до начала 1986 о. Валентин исполнял обязанности настоятеля храма Рождества Христова в с. Бельское Псковского района. Храм был запущен и нуждался в ремонте.
В феврале 1986 г. отец Валентин становится настоятелем храма св. вмч. Георгия Победоносца на погосте Камно. К нему приезжали за духовным советом из разных городов и весей.
В начале лета 1998 года о. Валентин сильно занемог. Болезнь батюшки была недолгой, он угас буквально на глазах, не успев никому стать в тягость по немощи своей. Утром в воскресенье 19 июля 1998 года отец Валентин почил о Господе.
Доставка и оплата
Братия и сестры, в нашем интернет-магазине Вы всегда можете ПОЛУЧИТЬ СКИДКУ на доставку, а также оплатить книги после доставки или узнав код отслеживания своего заказа. Также можно сделать заказ, написав в чат техподдержки, форму быстрого заказа или на почту kniga@azbyka.ru
Доставка в форме заказа автоматически подсчитывается по тарифам Почты России или экспедиционой компании СДЭК. Если Вы хотите получать книги с бесплатной доставкой или представляете храм или монастырь, напишите нам, мы предоставим скидку для оптовых покупателей и подберем условия оплаты и доставки.
Мы работаем “на доверии” – и надеемся, что и после получения бандероли на почте или в офисе компании, Вы оплатите выставленный счет.
Мы осуществляем доставку товара следующими транспортными компаниями по согласованию с покупателем:
- Почта России,
- СДЭК,
- Байкал-Сервис,
- Деловые линии,
- Boxberry.
Оплата заказа производится не ранее, чем после подтвержения его наличия на складе. Не спешите оплачивать товар до получения письма или звонка оператора магазина.
Оплата после доставки также возможна:
при оформлении заказа
вариант 1
— выберите доставку почтой России;
— полностью оформите заказ;
— дождитесь звонка оператора с уточнением наличия на складе и ваших пожеланий по доставке (у почты России есть опция «доставить до двери» +100р);
— дождитесь от оператора письма или смс с кодом почтового отправления посылки;
— получите посылку и оплатите выставленный Вам счет.
вариант 2:
— выберите доставку по согласованию;
— согласуйте транспортную компанию:
— получите от оператора магазина код отслеживания;
— при получении оплатите доставку;
— проверьте книги и оплатите выставленный вам на e-mail счет.
Бесплатная доставка в ближайшее время будет доступна в городах, где есть пункты выдачи СДЭК и Boxberry.
Также при заказе книгу более чем на 1000 рублей в основном скидка покрывает доставку.
Если Вы хотите постоянно заказывать книги и получить бесплатную доставку, напишите нам на почту kniga@azbyka.ru, указав свой город проживания.
Если Вы представитель храма или монастыря или просто хотите получить оптовую скидку, также на пишите нам на почту.